Убьет ли большой бизнес маленький organic?

20 августа 2018

Постепенно, из маленькой уютной ниши органика переходит в один из глобальных мировых трендов. И не только в развитых странах – вон Индия – там уже целый штат Секим объявлен органическим.

tanya s vilami

Нашей стране до этого пока не дотянуться, но мы уже фигу в карман прячем. На днях Наташа Парамонова написала для портала для профессионалов Look.Bio, что большие компании, пришедшие в органический бизнес в США, якобы портят органическое молоко, да и саму идею органики. А тут еще неулегшаяся новость  про покупку “Лореалем» производителя натуральной косметики Logocos – помните, сколько было негатива?

IMG_20180806_131654_973

Проблема больших ребят в бизнесе для маленьких (именно таким бизнесом до недавних пор считался “весь этот ваш органик”) волнует и потребителей и участников сектора за рубежом, но и до нас беспокойство докатывается. Ну как доверять этим лживым корпорациям, которые сначала подсадили нас на сахар, пальму, чипсы, газировку и синтетическую косметику, а теперь, когда мы, наконец, вскрыли их подлую сущность, прикидываются агнецами божьими, подкрадываясь к сектору organic и ЗОЖ, и на него имея планы?

Сеть мюнхенских биомагазинов Vollcost, к примеру, отказалась впредь продавать косметику компании Logocos  – мы писали об этом – ну не хотят пионеры органического движения Германии пачкаться сотрудничеством с «Лореалем». А сколько было негатива, когда в прошлом году известный на рынке органический чай Pukka продался концерну Unilever (тому самому, который до сих пор выпускает пакетики чая Lipton с двумя алюминиевыми скрепками, что делает использованный пакетик неприемлемым для сброса в компостируемые отходы)?!

teabag

Думающие люди, составляющие ядро покупателей органических и здоровых продуктов, не верят большим корпорациям – и заслуженно. Но остановит ли это корпорации от проникновения в сектор organic & natural? Нет! Более того, они уже в нем! Недавно «Ведомости» писали про нового гендира Pepsico и, между прочим, упомянули, что «здоровые продукты» составляют всё большую долю бизнеса пепси-колового гиганта: газировка и чипсы уже не приносят постоянно увеличивающихся доходов, и корпорация волей-неволей идет в сектор ЗОЖ. Другое дело, что Quaker – хваленая овсянка компании Pepsico – оказывается, содержит лошадиные дозы глифосата (гербицид раундап), как показало недавнее исследование EWG

watermelon-berry-smoothie680x450

Что может быть здоровее смузи в глазах широкой общественности? Поэтому ставшие популярные в Британии смузи Innocent  уже несколько лет как живут в продуктовом портфолио «Кока-колы». Кстати, именно поэтому они – самые распространенные и доступные по цене смузи в России. Сейчас неважно, насколько смузи действительно полезны, важно то, что корпорация приобрела этот бренд и продает его нам, умело разводя его от кока-колы.

Кстати, вы знаете, что «Кока-кола» уже в органическом бизнесе? Бренд Honest Tea (говорящее название, правда?) полностью принадлежит гиганту с 2011-го года. Продают органический холодный чай, и даже вроде никаких скандалов не было, хотя времени прошло немало.

honesttea

Я далека от того, чтобы слепо верить «Кока-коле», «Лореалю» и иже с ними. И вообще мне больше по душе идея поддержки малого локального бизнеса. Мне не нравится глобальный мир гигантов, универсализирующих мое меню в любой точке земного шара. Но, с другой стороны, я знаю, что если мы хотим, чтобы органическая еда или натуральная косметика стали доступнее, без крупного бизнеса этого будет добиться сложно.

Тема того, не затопчут ли гиганты выстраданные «малышами» этические нормы, органические стандарты, уровень доверия и чистоты, будь то косметика или еда, открыта. И эта тема будет все чаще вставать на повестку дня. Она уже стоит. Ответом станет практика, жизнь, в которой сообщество органик-производителей старой школы, потребители, общественность, в лице организаций, прессы и блогеров, будут жестко отстаивать свои принципы в противостоянии с корпорациями. Кто победит пока не известно, но этот вопрос – о противостоянии с большим бизнесом – я задаю людям, которых интервьюирую. Уверена, их ответы важнее моего.

Маркус Арбенц, до августа 2018, генеральный директор IFOAM (Международная федерация движений органического сельского хозяйства):

Татьяна Лебедева, главный редактор LookBio, Маркус Арбенц, исполнительный директор IFOAM International

Татьяна Лебедева, главный редактор LookBio, Маркус Арбенц, исполнительный директор IFOAM International

“Когда говорят о больших компаниях, я принципиально не против. Знаете, корпорация General Mills – член IFOAM, вернее, ассоциированный член? Они пришли к нам, чтобы узнать что-то новое, выучиться. И они всегда задают вопросы: как нам это сделать? И это очень позитивно. Если они хотят убить органик, то, я думаю, эта стратегия не сработает. Мы сильные. У нас слишком много людей, энтузиастов, которые не разрешат украсть, разрушить термин «органик». Они внимательно и критически наблюдают за этими процессами. Я верю, что мощь членов органического движения сильна настолько, что нельзя просто так «купить органик», это невозможно».

Подробнее здесь

Уорен Вебер, старейший органик-фермер Калифорнии

Уорен Вебер, старейший органик-фермер Калифорнии

А вот ответ старейшего органического фермера Калифорнии Уорена Вебера (с 1974 года), бизнес которого еще в 90-х «подсиживали» крупные агрохолдинги, на мой вопрос,  ненавидит ли он крупный бизнес, зашедший в органику:

«Почему? Они делают хорошую работу. В данной стране органическое сельское хозяйство поставлено на поток очень хорошо. Система работает. Крупные компании соблюдают все правила, в противном случае, они столкнутся с серьезными проблемами. Маленькие фермеры могут обмануть, и никто об этом не узнает, а крупная компания, нарушив стандарты, сильно пострадает.» – подробнее здесь

Так что вопрос открытый. Интересно знать ваш ответ.

Оставить комментарий