Неустойчивое развитие или Почему мы такие злые

Татьяна Лебедева 16 сентября 2019

После 15 лет усилий автомобильный гигант добился грандиозной энергоэффективности: на производство одного автомобиля теперь уходит на 75% меньше энергии. То есть раньше эту энергию надо было потратить на одно авто, а теперь – на четыре. Разве это не устойчивая практика, достойная вызовов времени? Но широкая публика не знает имя автогиганта. Эту информацию от общественности скрывает сам производитель.

tlebedeva lookbio

«Почему промышленность переходит на «зеленые» рельсы по-тихому?» – на эту тему недавно высказался авторитетный The Guardian. Забабахаю и я колонку. Ведь пример с автогигантом далеко не единственный. Почему известные португальские виноделы перешли на органические методы и не сказали об этом своим покупателям? Почему крупнейший российский ритейлер замалчивает свои экоинициативы? Да потому что мы с вами, друзья, звери. И готовы покусать любого (особенно большого и мультинационального), кто осмелится рассказать нам о том, что стал лучше, чище, экологичнее.

Буквально неделю назад мы писали, что Unilever переводит все четыре своих производства в России на «зелёную» энергию, заключив договора с поставщиками ветряной и солнечной энергии, и, кстати, платя за эту энергию серьезно дороже, чем за обычную. Как их встретили в комментариях наши подписчики, которые всегда «топят» за экологию? Агрессивно, злобно, недоверчиво: «а как же экологичная упаковка? Сплошной пластик – не смешили бы!», «химию б еще перестали пичкать в свои средства», «когда денег куры не клюют… то можно заниматься баловством и пиариться на этом».

И так каждый раз, когда мы пишем что-то хорошее о корпорациях. P&G объявили зеро вейст на предприятии в России: «не смешите – вы составы их видели?» L’Oreal купил Logokos Naturkosmetik: «ни за что не буду теперь их покупать, душегубы». Глобальные корпорации раздражают некоторых людей уже одним своим фактом существования, это понятно. Но дело не только в них.

По словам профессора Стива Эванса, возглавляющего направление исследований и промышленного устойчивого развития Кэмбриджского университета, в обществе существует представление, что у любого движения в сторону экологии и устойчивого развития есть оборотная сторона. Люди подозревают, что в результате экологичных изменений, продукция либо подорожает, либо ухудшится качество. А потому все изменения общество встречает с опаской и недоверием.

tlebedeva lookbio 11

Есть и вторая причина, почему производители все чаще предпочитают скрывать свои достижения на ниве экологии: они не хотят привлекать внимание к другим сторонам своего бизнеса, которые, возможно, не столь привлекательны с точки зрения экологии. Автомобильный гигант, упомянутый в самом начале, как раз по этой причине утаивает свои зашкаливающие показатели энергоэффективности. И, возможно, почитав ваши комментарии про Unilever какой-нибудь другой производитель сильно подумает, прежде чем объявить о своем экологичном достижении.

Хорошо это или плохо, что производители по-тихому проводят свои экоинициативы и достижения? С одной стороны, неплохо, а то помню, как противно слушать было менеджера «МедиаМаркт», которая уговаривала экоактивистов не приносить собранные батарейки в их контейнеры – мы, мол, не для того поставили, чтоб вы их килограммами сдавали (в то время, когда реклама про то, что «МедиаМаркт» принимает батарейки текла из каждого незакрученного крана).

С другой стороны, это хорошие новости, которые не только приободряют неравнодушных людей, но и вдохновляют компании-конкуренты на экологичные перемены. Поэтому я – за то, чтобы компании делились своими настоящими экологическими достижениями.

 

 LookBio всегда готов поддержать реальные экоинициативы

 

Я не покупала и не куплю ни одного продукта, выпускаемого Unilever (кроме разве что чая Lipton при необходимости), но я буду продолжать радоваться хорошим новостям от них либо других корпораций, вставших на путь устойчивого развития.

Потому что когда гигант делает даже маленький шаг, это имеет колоссальный эффект для всех нас. Зиро вейст на заводах «Проктер энд Гэмбл» – это меньше мусора на наших свалках. Ветряная энергетика «Юнилевера» – это меньше выбросов углекислого газа в наше небо. А пакеты «Азбуки вкуса», ставшие платными в прошлом году, – это минус 4 миллиона пакетов-маек в месяц.

Да, можно легко обесценить все эти достижения и отругать всех троих за то, что делают они недостаточно. А можно порадоваться тому, что большие ребята начали делать хоть что-то. На мой взгляд, второй путь перспективнее. Как минимум, в отношениях с детьми и вообще любыми учениками, путь позитивного принятия достижений срабатывает эффективнее, чем позиция «что бы ты ни делал, всё равно балбес».

Оставить комментарий