Клиническая смерть движения Zero waste. Как долго продлится кома?
В кондитерском магазине “Алёнка”, где всегда конфеты лежали россыпью – подходи, взвешивай, вчера всё до единой конфетки было предупаковано в полиэтилен. В “Азбуке Вкуса” перестали начислять бонусы за свою сумку. Про кофе в свой тамблер никто не заикается уже два месяца. Значит ли это, что всё, чего добились проповедники философии zero waste (ноль отходов) за последние пару лет, обнулилось?
Вопрос неоднозначный. С одной стороны очевидно: народ напуган колоссально. Уже с начала апреля, когда до введения масочно-перчаточного режима в Москве и области оставалось полтора месяца, люди в одноразовых масках и перчатках с ужасом поглядывали на тех, кто пришел за покупками без пластикового обмундирования. А как троллили продавцов в соцсетях ритейлеров? Продавщица чихнула на мандарины! Приговорить к смертной казни!
Думаете, эти люди снимут маски и перчатки хотя бы к августу? Возможно. А смогут ли простить вам кофе в свой тамблер или приблизиться к покупке орехов в свою тару? Ох, сомневаюсь. Даже уверена: тревожно-испуганная часть наших сограждан не только не задумается о жизни без одноразовых отходов, но и будет воинственно отстаивать необходимость для каждого передвигаться в общественных местах, с ног до головы упакованными в бахилы.
С другой стороны, Роспотребнадзор, который на зировейстеров и раньше смотрел как на мартышек в зоопарке. Во многих регионах (Ростов-на-Дону, Бурятия) ведомством официально предписано магазинам “исключить возможность покупателям проводить самостоятельную навеску продуктов питания”. В Москве и области это только рекомендации, а такие товары как овощи и конфеты в фантиках продавать упакованными не обязательно. Однако, по словам директора по корпоративным коммуникациям АШАН Натальи Рычковой, в текущих условиях легче согласиться с проверяющими и упаковать всё, что можно, чем, видимо, и занимаются в большинстве сетей.
Как переживают нашествие одноразового пластика адепты философии “ноль отходов”? Экотренер Полина Григорьева из Подмосковья сейчас не ходит по магазинам и пользуется доставками, но в соцсетях видит, что зировейстеры постоянно сталкиваются с избыточным пластиком, и многих карантин вынудил отказаться от своих экопривычек. “Я руководствуюсь здравым смыслом, если мне что-то очень нужно купить, и оно в упаковке, я куплю это, а потом буду искать способ сдать на переработку, но в будущем придется переориентировать свои покупки – я больше не смогу ходить в сетевые магазины, где все овощи и другие продукты будут упакованы в пластик.”, – говорит Полина.
А что же с магазинами zero waste? Неужели они до сих пор продают еду в свой контейнер? Лариса Петракова, основатель московского ZeroWasteShop, говорит, что офлайн-точка закрыта, но заказов на доставку много, а средний чек увеличился. Заказывают, в основном, еду – ту самую, в многоразовых контейнерах. Лариса считает, что ее покупатели, приверженцы философии “ноль отходов”, в основном, сохранили свои принципы и вряд ли история с минимизацией отходов забуксует: “Может, какие-то люди решат, что это для них небезопасно, но с другой стороны, все видят как много одноразовых вещей используется и это часто необосновано, и люди переживают за количество мусора, и они могут начать думать как сократить мусор”.
Я не могу не согласиться с Ларисой, особенно по части того, что количество одноразового мусора, в том числе, по предписанию Роспотребнадзора, зачастую необосновано, и это раздражает всех тех, кто твердо стоит на пути сокращения отходов. Экоактивных россиянок (а зеровейстеры в нашей стране, по большей части, они), готовых даже на многоразовые прокладки ради спасения планеты от мусора, вряд ли напугаешь масочно-перчаточным режимом. Но заголовок моей колонки не об этом. Я боюсь, что все завоевания экологистов за последние годы пойдут псу под хвост – обнулятся куда быстрее сроков главнокомандующего. Кофе в свою кружку? Салатик в свой контейнер? Или в многоразовых бахилах в поликлинику? Фигвам – на полтора – два года. Всех запаковать в полиэтилен, который надо выбросить и сжечь. А как еще загрузить 25 новых мусоросжигающих заводов?
Безусловно, глобальный тренд на “зеленую” экономику, уменьшение количества отходов необратим. Он был, есть и будет, несмотря на любые предписания Роспотребнадзора. По словам Натальи Рычковой, как только мы вернемся в “здоровые” условия, тренд на экологичность начнет возвращаться. Более того, директор по корпоративным коммуникациям АШАНа считает, что уже происходит и будет продолжаться явная переоценка ценностей – и “люди в целом будут меньше покупать спонтанного и лишнего”.
Соглашаясь с Натальей, трудно не думать о другом: для большого количества людей (и даже некоторых экоблогеров) история про “кофе в свой тамблер” была просто модой, а значит в ближайший год, а то и два экологистам придется сдать свои позиции. Продолжая использование военной лексики, это отступление. Все захваченные высоты: многоразовая посуда в общественных местах, еда и напитки в свою ёмкость – перейдут к врагу – засилью одноразового мусора. Не говоря уже про повсеместную уборку высокоаллергенными хлорсодержащими средствами. Как пережить это время всем адептам теории “ноль отходов”, да и просто сочувствующим без нервных срывов? Чувствуется, что без групп психологической поддержки здесь будет не обойтись. Хотя кто из нас без неё обойдется?