Nonicare: гринвошинг или эволюция?
Четыре года назад, когда я писала первые обзоры на недавно открывшемся сайте LookBio, мало кто знал, что такое гринвошинг. Оно и сейчас слово диковинное, думаю, что в переполненном вагоне метро, если найдется пара человек, которые объяснят значение этого понятия, то уже – радость.
И всё же, благодаря расширению сообщества, озабоченного поисками натуральной косметики и прочего эко, а также появлению инстаграм-аккаунта info_greenwashing, слово “гринвошинг” стало довольно повседневным: Гугл выдает на него 6800 ответов, а это уже не пшик экочистоплюев, какими мы иногда предстаем в глазах общественности.
Однако, введя в оборот слово “гринвошинг”, мы иногда теряемся в рамках того, что можно назвать этим термином, а что – нет. Гринвошинг – это зеленый камуфляж, экологическое позиционирование бренда без достаточных на то оснований. Но какие основания “достаточны”, а какие нет? Какое деяние компании является злостным примером гринвошинга, а какое – нет?
Думается, со временем экосообщество выработает единые стандарты для определения гринвошинга. Пока же хочу поделиться своими соображениями на конкретных примерах.
Сначала здесь, а потом на профессиональном портале Look.Bio мы проводим расследования применения той или иной органик-маркировки. Первый скандал случился с гречкой: перерабатывающее предприятие в Орле имело сертификат и решило, пользуясь случаем, наштамповать пакетиков со знаком “евролист”, засунув вовнутрь не пойми чего, но продав задорого в “ЛавкеЛавке”. В итоге сертификат у них был отозван. Позор и все дела. Это ну явный гринвошинг – люди прекрасно все знали и понимали, что идут на подлог.
Вторая история была с крупой “Лакоме”. Те поставили “евролист” от балды, но после нашей публикации неправомерную органик-маркировку с упаковки убрали, а директор лично звонил и объяснял, что они не со злым умыслом, а от незнания. Согласитесь, ситуация другая – на границе отсутствия знаний по теме “органик” и русского “авось”. Назвать этот случай злостым гринвошингом язык не поворачивается.
Или вот, ситуация с косметическим брендом Nonicare: в ассортименте 21 продукт, девятнадцать из которых – натуральная косметика с немецким сертификатом BDIH, а два пенных продукта (гель для душа и шампунь) изобилуют критическими для натуральной косметики ингредиентами. На средствах нет фальшивого знака BDIH, бренд не скрывает составов – они написаны на сайте. И всё же среди сертифицированных продуктов вы расслаблятесь и, натыкаясь на страшные ингредиенты в геле для душа, начинаете истерить: мол, Nonicare – это гринвошинг.
Ровно это же случилось и со мной тогда, в 2013-м, а не так давно, в 2016-м Инстаграм-аккаунт IGW тоже разразился по этому поводу постом, правда, с вопросительным знаком – гринвошинг ли?
Давайте разбираться.
Упаковка:
Есть ли на ней утверждение о том, что шампунь или гель для душа натуральный? Есть: собственный штамп марки “Natural Cosmetics. Made in Paradise”. Ок, с одной стороны, вроде, врут – ведь не натуральная, с другой стороны, понятно, что врут – ведь пишут, что “сделано в раю”. В раю, Карл, понимаешь? При этом на сертифицированном креме для рук этой же серии штамп гласит: “Natural Cosmetics. Made by Nature”, то есть сделано уже природой.
Далее, маркировка:
На продукте нет ложного сертификата BDIH, и формально подлога никакого нет.
Идем дальше, ведь все же интересно узнать, откуда взялись два продукта с дикими составами в линейке натуральной косметики.
Вопросы производителю:
Тонизирующий Гель для душа и Укрепляющий Шампунь-кондиционер в линейке Nonicare существуют с самого начала выхода косметики на
eвропейский и российский рынок (в августе 2011г).
– Есть ли планы у компании изменить рецептуры средств, чтобы они соответствовали стандартам натуральной косметики?
Войдя на российский рынок марка Nonicare, стала активно продаваться и сейчас у неё очень много поклонников.Что даёт возможность развиваться компании, и уже осенью 2017 года поступят новинки для лица и тела. В том числе, Тонизирующий гель для душа и Укрепляющий
шампунь – кондиционер с изменёнными формулами и сертифицированными по стандарту BDIH.
– Почему старые формулы Геля для душа и Шампуня держатся так долго?Перед тем как косметика Nonicare должна была появится в
России, проводились фокус-группы, на которых проводились тестирования косметических средств Nonicare, в том числе и геля для душа и шампуня.На тот момент в Росии органические средства не были столь популярны, и у потребителя не было понятия что такое сертифицированные органические (натуральные) средс
Из этих ответов лично я вижу, что Nonicare а) открыты, б) эволюционируют в сторону 100%-натуральных составов и, что очень важно, делают это вместе с нами, с потребителями.
Могу ли я, исходя из этой информации, назвать гель для душа и шампунь Nonicare примерами гринвошинга? Нет! Особенно на фоне ярчайших примеров гринвошинга, таких как Green Pharma, Organic Therapy или Organic Garden. И не потому, что Nonicare – наш рекламодатель, а потому, что мы, наш рынок, находимся только в самом начале пути эволюции к зеленой косметике. И пока мы, потребители, не начнем разбираться в составах, внимательно изучать упаковки и понимать, что густая пена это не признак хорошей косметики, а, скорее, наоборот, косметические производители не станут поголовно менять свои формулы. Потому что это – рынок, где есть спрос и предложение. Будет спрос на натуральные шампуни без синтетических ПАВов, силиконов и PEG-деревативов – будут такие шампуни. А будем продолжать надеяться на то, что кто-то за нас разберет состав, внимательно осмотрит упаковку, научит пользоваться натуральным шампунем, пожалуется в Роспотребнадзор или Путину, будем продолжать обманываться или быть обманутыми.
Так что, при текущем положении дел на экорынке России, 100% гринвошинг для меня – это фальшивые экомаркировки и сознательный обман потребителя. А случай с Nonicare, скорее, позитивный, потому что он намекает на зеленую эволюцию. Кстати, хорошо бы Nonicare сдержать свои обещания и явить нам обновленные формулы уже в этом году. Но это мнение моё, главреда LookBio, и для меня будет очень ценно узнать ваше мнение, дорогие коллеги и читатели.