Трудности переработки или почему органические продукты так дороги
Чтобы продукт был органическим, мало вырастить его без применения синтетических удобрений и ядохимикатов. Об этом многие забывают. Особенно те, кто отчаянно гринвошит – выдает за органик то, что им не является.
– Мамой клянусь, не сыплю пестициды! – бьет себя в грудь фермер.
– Прекрасно! А что еще? Что вы делаете для борьбы с тлей и прочими вредителями? Как храните продукты? Как перерабатываете?
В эфире снова рубрика Что такое органик. Мы вышли из шор самоизоляции и хотим рассказать вам немножко про настоящий органик на примере компании “Аривера”, которая производит первую в России органическую гречку, мёд, поставляет пшеницу и спельту для первой в России органик-водки и делает много чего ещё.
В 2010-м (аж восемь лет назад) “Аривера” выпустила первую гречку, выращенную и переработанную в России по европейскому органическому стандарту. Примечательно, что компания с самого своего начала работала на наш, российский рынок. Почему примечательно? Да потому что предприятий, сертифицированных по органик-стандарту ЕС, в России гораздо больше, чем брендов и производителей. Многие органики работают на внешний рынок – меньше заморочек. Вырастил – и продал, как правило, прибыльнее, ежели продавать обычный продукт. Другое дело – отечественный рынок.
Вложиться в бренд, завоевать доверие ритейла и потребителей, объяснить, что такое органический продукт и почему он стоит дороже – это очень длинный, дорогостоящий и неблагодарный путь. К примеру, “Аривера” впервые показала операционную прибыль спустя десять лет после начала деятельности.
Длинные, очень длинные инвестиции – первое, что нужно понять о тех предпринимателях, которые вкладываются в развитие органик в России.
Кроме того, предприниматели несут серьезные риски (так, например, закон об органическом производстве, вступивший в силу в январе 2020 года, поставил продукцию Аривера вне закона – подумаешь, евролисток, российского сертификата у компании на 1 января, по объективным причинам, не было и быть не могло).
Следующая огромная проблема – совсем не развитая инфраструктура.
К примеру, переработка! Она тоже должна быть сертифицирована как органик. Ведь мало гречку вырастить, надо собрать, отделить от лузги, прожарить, пропарить и по коробочкам разложить. То же самое с любой другой зерновой культурой (а ведь зерновые – это, считай, самое простое: не нужно трепещать над логистикой как со скоропортящимися овощами и зеленью).
С 2010-го года, когда в московских магазинах появилась первая органик-гречка, Аривера пережила два отзыва сертификатов у своих переработчиков. Компаний, которые после долгих уговоров, соглашались пройти европейскую сертификацию и действовать строго по предписаниям проверяющих органов: принять крупу на отдельный склад, не совмещать урожаи, промывать линию переработки перед работой с органическим продуктом, строго администрировать вход-выход продукта.
Два отзыва сертификата, случившихся по разным причинам в 2014-м и 2018-м годах, означали, что компания оказалась без единственного в стране переработчика, ей приходилось нарушать свои договоры с розничными сетями и другими потребителями. Рынок оставался без гречки Аривера. Каково это пережить? Сложно. Ведь в отличие от всех остальных, они не могли позволить себе засыпать в фирменную упаковку любую другую крупу.
Трудности с перерабатывающими предприятиями, которым неинтересно или невыгодно проходить органическую сертификацию, огромны. Они стоят на пути развития рынка здоровых и нужных людям органических продуктов. Добавим и логистические расходы: из Саранска Аривера возила свою гречку на переработку то в Орловскую область, потом – в Курскую, затем – в Тульскую область. Затраты на сертификацию перерабатывающего предприятия зачастую приходится брать на себя. Сейчас компании опять пришлось пройти путь сертификации и вернуться в Орловскую область, так как предыдущий переработчик закрылся на реконструкцию .
Трудная логистика, длинная транспортировка, огромные сложности с перерабатывающими предприятиями – всё это то, что формирует высокие, подчас неподъемные цены на органические продукты в России, всё то, что тормозит развитие органического сельского хозяйства. По-хорошему, такие проблемы должны решаться кооперативами производителей либо с государственной помощью. С объединением в кооперативы пока у наших фермеров дело обстоит не очень, ну а государство вопросами органик-инфраструктуры всерьез вообще не занимается.
Редкая доступность и высокие цены на органик – результат. Хотя подвижки всё равно есть. В 2012-м гречка Аривера стоила в биоотделах модных московских магазинов более 200 рублей (и это было в 3 раза дороже обычной гречки). Сегодня за 150-160 рублей ее можно купить в сетевых гипермаркетах, а разница с ценой традиционной крупы такого же вида держится в районе 50%.
Для некоторых потребителей такая разница все равно неподъемна, и тем не менее нельзя не заметить: медленно, но органические продукты становятся доступнее. Чем больше будет органик-производителей, развивающих внутренний рынок, тем доступнее станет переработка, тем дешевле станет логистика. Тем больше продуктов, свободных от пестицидов, нитратов и следов тяжелых металлов, окажется на наших столах. Тем здоровее станем мы и наша почва.