Как выбрать по-настоящему честные, здоровые продукты
Фермерский, натуральный, органический, экологически чистый – все эти определения, призванные выделить высокое качество продукта, порою сбивают нас с толку. Поэтому прежде чем говорить о том, где и как покупать «здоровые» продукты, полезно определиться с терминами.
Начнем с конца
Экологически чистый
По закону РФ все продукты, продающиеся в нашей стране, являются экологически чистыми, поэтому этот термин запрещен к употреблению на этикетке продукта. Точка.
Фермерский
Любой продукт, произведенный в фермерском хозяйстве (КФХ), может так называться. При этом особенности производства, его состав, включая химический, не учитываются. То есть с названием «фермерский» может продаваться абсолютно любой продукт – выращенный как промышленным способом, с применением ядохимикатов, так и без.
Натуральный
Могут ли сахар-рафинад или сыр, сделанный из пальмового масла, называться натуральными? Могут! Ведь исходное сырье: и пальмовое масло и сахарная свекла получены из природы, а не в химической лаборатории. Термина «натуральный», по большому счету, вообще нет, ведь это слово говорит только о природном происхождении ингредиентов продукта.
Органический или био, иногда говорят – эко, экологичный
Во всем цивилизованном мире эти понятия означают одно и то же: продукт выращен в органическом (экологическом) сельском хозяйстве и переработан по определенным правилам и стандартам. Обязательное условие использование термина «органический» – сертификация продукта независимой организацией.
Но это в мире, а в России закон об органических продуктах только готовится к принятию. Упростит ли он жизнь потребителю – непонятно. Так что пока в поисках здоровых продуктов надеемся только на себя. Ну и на LookBio, разумеется.
Продукты, выращенные в органическом сельском хозяйстве, где запрещено применение минеральных удобрений, ядохимикатов, антибиотиков и стимуляторов роста, – это продукты высшего качества. Они не содержат остаточных пестицидов, их переработка осуществляется без применения газов, синтетических восков, различных химических добавок для улучшения вкуса или продления срока годности.
Органический продукт – самый «чистый» продукт, при условии, что все без обмана, разумеется. Чтобы обмана не было, и придумали институт сертификации. Например, в странах ЕС инспектор выезжает в хозяйство, проводит аудит, берет почвы и продукты на анализ и пр. Сертификат выдается на один год, а затем – по новой. Над сертификаторами – контрольный аккредитующий орган. Они тоже делают выборочные проверки хозяйств. Эта прозрачная система, в которой разработаны механизмы контроля, и каждый участник дорожит своей репутацией. А потому ей можно довериться.
Продукты с органик-сертификатами (знак «Евролист», Bio Suisse, USDA Organic и др. международными знаками) есть и в России. Более того, немногочисленные российские органические производители сертифицируют свои продукты по европейским стандартам – и тоже получают право на маркировку «евролисток».
Среди них картофель и овощи «Алеховщина», крупы и бакалея «Аривера» и даже первая российская органик-водка «Чистые росы». Под маркировкой «евролист» должен обязательно присутствовать цифрово-буквенный код, по которому можно прогуглить происхождение сертификата.
В России работают и свои органические стандарты. Если вы увидите на продукте маркировку «Листок жизни. Органик» или «Эко-контроль», то знайте: это частные российские стандарты, разработанные по примеру международных, и этим знакам тоже можно доверять. В отличие от других местечковых значков всевозможной формы, которые, как правило, являются самодекларацией и только.
Поскольку органическая сертификация – дело добровольное, то далеко не все производители пользуются этим инструментом. Многие декларируют органический метод производства (возможно, и строго его блюдут), однако сертификата на их продукте вы не увидите. Можно ли доверять такому продукту? Все зависит от вашей интуиции.
Еще остаются бабушки, у которых, уж точно все морковки должны быть органическими, но здесь как раз – большой вопрос. Вы только посмотрите, сколько ядохимикатов продается в каком-нибудь районом магазине «Садовод»! Бабушки могут просто щедро «попрыскать от жука», а потом от души добавить селитры, не ведая, что творят.
К примеру, на Фейсбуке недавно одна москвичка советовала опрыскать всю территорию дачи раундапом (торговое название гербицида глифосфат), чтобы сныть не портила газон. Люди не дают себе труда понять, что такое, к примеру, раундап, а между тем у ученых есть серьезные факты, доказывающие влияние этого ядохимиката на фертильность и даже провоцирование выкидышей.
Некоторые европейские страны уже запретили либо находятся в процессе запрета использования этого гербицида небезызвестной фирмы «Монсато».
Подытоживая, совет один: ищете органические сертифицированные продукты. С каждым годом их в России будет становится все больше – они уже есть в обычных супермаркетах. А если вы предпочитаете покупать еду у фермеров, то потратьте свое время – съездите в хозяйство, поговорите с фермером по душам – узнайте, каких методов работы он придерживается.
Покупайте фермерские продукты в проверенных биомагазинах. Закупщики таких магазинов как «Амбар», «Биостория», «Город-сад», Фудмаркет (5 этаж Универмага «Цветной»), «Углече Поле. Органик-маркет» со знанием дела выбирают фермеров-поставщиков. Если вы предпочитаете покупать через интернет, воспользуйтесь нашими советами по выбору фермерской доставки.
5 примет, как отличить настоящую фермерскую доставку от якобы фермерской
1. Четкое указание на происхождение товара – регион, фермер, его адрес. Метод хозяйствования. Лицо и имя фермера. (Здесь, правда, тоже случаются спекуляции).
2. Маленькие магазины при хозяйствах, которые развозят только собственную продукцию. Тут уж точно от фермера. Ну а по поводу степени натуральности – увы, никаких гарантий.
3. Небольшой, меняющийся от сезона ассортимент – верный признак того, что магазин действительно работает с фермерами, а не с промышленными продуктами.
4. Неприятная пометка «нет в наличии» говорит о том, что продукт действительно поступает в магазин по мере доставки от фермера, а тут возможны перебои.
5. Конкретные факты: чем больше в описании продукта существенных деталей: регион, корм животных, принципы содержания животных, способ переработки, тем больше шансов купить честный продукт.