Меня бесит: православная экология

11 января 2016

После Нового года захотелось поговорить о наболевшем, чтобы всё недовольство приписать прошлому году. Вот президент России считает, что экологические проблемы наша страна должна решать вместе с Европой, и даже объявил 2017-й годом экологии. Мне нравится эта идея, но, похоже, чтобы влиться в наш “зеленый” дискурс, европейским партнерам придется присовокупить душу, религиозность и добавить пластика.

кокошник1111

Зеленое братство

Сама по себе экология российских чиновников не заводит. Её обязательно надо прикрутить к масштабной традиции. Хорошо идет “зеленое” вместе с йогой и православием. Здесь завет “не убий” как бы сочетается с сохранением окружающей среды. В очередной раз теряясь, почему ярмарка народных промыслов, ведический семинар или парад малых народов прибавляют к своему наименованию приставку “эко”, я глубоко дышу и думаю “хоть так, одно же дело делаем”.

И всё же… кто мне может объяснить, почему у нас путаются приставки “эко” и “этно”? И почему государство не поддерживает экологические инициативы сами по себе? Почему они идут в мир только в паре с православием? Где эта связь между православием и “зелеными” технологиями? Это хоть кому-то понятно?

Вот и директор Экологического союза Юлия Грачева сетует у себя на Фейсбуке, что денег на экологические инициативы не найти:  иностранные фонды закрываются один за другим, а основная масса президентских грантов похожа на банальное отмывание денег. Может, написать заявку на “грант “Православие, как часть экологической культуры”? – вопрошает Юлия.

Кажется, иначе пока никак. На экологию в чистом виде государство грантов не дает.

Великая зелень

В этом разделе поговорим о неописуемом, которое так любит русская натура, – об экологии души.

Я, бывало, встану утром и думаю: “Отчего так душа-то болит”, и сразу себе отвечаю: “С экологией, видно, беда”. Вы себе представляете, когда вы можете произнести словосочетание “экология души”? Что с вами должно произойти, а? Я вам отвечу. Невероятный случай должен загнать вас на высокую трибуну, а говорить-то вам нечего… Тогда-то вы и вспомните про экологию души. Прелесть этого термина в полной абстрактности и даже, если мы с вами проведем экологизацию души, что бы это ни значило, наши заводы все также будут чадить, машины – газовать, а мусор гнить на свалках. Экология – это конкретика, слова и, главное – дела, а не абстракция.

Олдстайл экология

Представьте, что вы идете на “зеленую” выставку или мероприятие, где можно будет приобрести товары. Что мы обычно там видим или ожидаем увидеть?

Правильно! Товары народного промысла: чай, мед, лапти, вышиванки и поделки из бересты. Особый шик – поделки из карельской березы или кедра, которые запрещены к вырубке, но сейчас не об этом. Экологические технологии для России сегодня – это её славное прошлое. В настоящем у нас китайские товары, а будущее туманно, может, и прялка нам светит. А, между тем, хотелось бы, что “зеленое” было настоящим и современным: инновационным, энергоэффектиным, рентабельным, массовым и передовым.

rus ekologiya2

Экологичное производство – это не хохлома и прочие народные промыслы, а сложные, наукоемкие технологии, позволяющие человечеству комфортно жить в 21-м веке и сохранить свою планету для веков последующих.

Это если по-простому. По-сложному я тоже не могу, потому что в течение года на всех “зеленых” выставках пробую мед, меряю лапти и слушаю лекции на тему “Православие и спорт”.

Одинокий “зеленый”

Здесь речь пойдет о том, что в России практически любой “зеленый” активист – фигура одинокая и расплывчатая. Граждане мнят его городским сумасшедшим, а власти понять не могут – он йог, православный или иностранный агент? Собственно, будь фигура активиста понятнее, то и прижилась бы в стране экологическая политика или система действий, ведущих к сохранению окружающей среды и повышению качества жизни.

А сейчас мы топчемся на месте. Гражданам плевать на экологию, а государственные мужи её только как зеленый шарик, пущенный в небо, воспринимают.

Каждый год драматически обсуждаютя одни и теже вопросы. Пришла зима: думаем, можно ли использовать реагенты или нет. В принципе, для природы губительно, для ботинок тоже, но не скользим же! Как заменить реагенты на безопасные, думать не хочется. Лучше каждый год одну и ту же мысль гонять.

Летом встает новая дилемма – можно ли жечь траву или нет. В 2015 году, наконец, решили, что нельзя. Спасибо “Гринпис”, который лет десять уже ведет компанию против палов травы. Но лично я думаю, что весной 2016 начнут говорить, что всё же надо жечь, хотя бы немножко. И снова начнем обсуждать.

Осенью нас тревожит листва. Убирать ее – в конце концов – или нет. Решить этот вопрос нельзя, так как на этой листве стоит целый административный механизм, а с ним лучше не связываться, его надо беречь. Если он засбоит, то всё – погибнем! С природой-то проще договориться.

Гора мусора лежит, опят вопрос: сжигать или не сжигать, разделять или не разделять. Разделять и перерабатывать вроде бы рачительнее и гуманнее, зато сжигать – понятнее, и в существующую систему утилизации отлично вписывается.

Бытиё определяет сознание или наоборот?

Из этой относительности экологического бытия и вытекают бесконечные “зеленые” мероприятия, которые вызывают вопросы. Почему нет раздельного сбора? почему стаканчики пластиковые? почему мехами награждают победителей экоконкурсов? зачем столько полиграфических материалов на раздачу? какой углеродный след от всей этой “эко” активности? Но суть даже не в вопросах, не говоря уже об ответах, а в том, что в большинстве случаев эти вопросы даже не стоят на повестке дня. Видимо, все очень заняты “экологией души”.

И почему меня всё это бесит? Спросите об этом, спросите, спросите! А потому, что экология и “зеленый” образ жизни во всём мире – это новая экономика, прогрессивные энергосберегающие технологии, здоровое будущее, сохранение ресурсов, в конце концов.  В России же – это большое размытое зеленое пятно с православными хоругвиями, лаптями и бесконечной ярмаркой мёда.

Всем, кого бесит экология  a-la russe, я хочу пожелать к концу 2016 года стать людьми, создающими  прогрессивные “зеленые” тренды. Может, и год экологии в 2017-м получится насыщенного, исключительно зеленого цвета.

 

5 Комментариев
  • 11.01.2016
    Marianna Efremova

    Как говорится: ‘Полностью присоединяюсь к предыдущему оратору’. Слово ‘бесит’ не нравится))) а по сути – всё так

  • 11.01.2016
    Arnold Giskin

    напишу, пожалуй.
    В нашем экологическом движении больше всего мне симпатичен способ работы фонда IFAW. Почему? Потому, что они умеют убеждать. И не боятся разговаривать, разговаривать, разговаривать.
    Не спорить с пеной у рта, а медленно, вдумчиво, используя разные аргументы (да-да, в том числе и грудь Памелы Андерсен). Они Работают с аудиторий. Они вербуют сторонников. Они Не Отделяют себя от ‘толпы сирых и убогих’, а рассказывают, рассказывают, рассказывают.
    Твое ‘БЕСИТ’ означает еще одну границу. Еще одно противостояние. Еще одно противопоставление умных, продвинутых ‘айфонов’ несчастным и забитым ‘шансонам’. Еще одно противопоставление ‘всего мира’ нашей стране. Хотя какой же это весь мир? Это его небольшая постиндустриальная часть. Прошедшая все предыдущие стадии развития.( Да-да, учитывая задыхающихся от выбросов людей на улицах индустриальных городов!)
    Умные, образованные, начитанные, поездившие по миру хипстеры учат народ жить. При этом, надо сказать (судя по твоей статье), делают это агрессивно.
    Сейчас, пожалуй, обобщу. Не люблю этого делать, но здесь, имхо, надо. Вы – не умеете и, главное – не хотите разговаривать. Есть ваша точка зрения, в которую вы веруете, ровно так же, как воображаемый противник в ‘экологию души’. И я не вижу в тебе и твоих соратниках желания диалога. А это значит – атомизация общества, война, в конце концов. Какая уж тут экология. Не до нее.

  • 12.01.2016
    Daria Romanovskaya

    Я честно говоря не вижу ничего плохого в лаптях и мёде. Конечно, в Европе всё совсем по-другому и это не удивительно. Там совершенно другой менталитет. Всё-таки мне ближе позиция славянофилов, а не западников. У России должен быть свой путь, а не просто копирование Европы – у нас это ‘не прокатит’ и как раз именно из-за экологии нашей русской души. Лучше не полностью копировать, а взять то, что нам подойдёт и добавить немного лаптей и православия. И ещё, по поводу листвы и прочего, отсутствует полноценная законодательная база регулирующая эти вопросы и тем более механизм регулирования исполнения подобных законов. Вот когда я тут упала на гололёде и получила сотрясение – они сразу подскочили ко мне с распиской, что это произошло не на территории района, а на территории дет.сада, т.е. уже к другому ведомству относится. А природа действительно пожаловаться не сможет и в суд подать. Нужно чтобы всё было чётко прописано. Конечно, есть экологическое право, но опять же кругом коррупция. Так что слава Богу что вообще эти выставки проводятся, хотя бы в таком виде. И есть замечательные семьи, которые производят натуральную косметику, думаю всё у нас ещё впереди!

  • 04.03.2016
    Дарина Романова

    В основном согласна со статьей. Особенно про ‘Одинокого Зеленого’ – тоже наболело, но нам всем надо работать в этом направлении и несмотря на удивленные взоры продолжать делиться опытом со своими знакомыми – когда-нибудь до них обязательно дойдет, особенно если источников будет много.
    Еще хотела высказать мнение по поводу того, почему как выставка ‘ЭКО’ так Православие. Потому что РПЦ – это огромная финансовая машина, которая имеет свой бизнес и свои фонды. Соответственно в данном случае, как и во многих других, вероятно деньги поступают из фондов РПЦ на организацию выставок (и туда же потом уходит большинство доходов), а государство получает как процент с продаж, так и политическую пользу (государство + рпц = мы сила). Чтобы организовать ЭКО выставку только из гос.средств, да при этом без продажи православных продуктов – государству придется слишком сильно напрячься и слишком сильно вложиться, что для них пока не приемлимо. В нашей стране лучше, чтобы такие выставки организовывались частными производителями. Я думаю и в Европе на гос.уровень вышло это далеко не сразу.

Оставить комментарий