Думай дальше упаковки

08 ноября 2021

Только что я выбросила в мусорку грамм 300 “здоровой” крафтовой гранолы. Мне она досталась уже прогорклой, с истекшим сроком годности. Испытывать свой организм просрочкой я не стала, птиц тоже решила не травить. Но история – отличный пример нашей недальновидности и однобокости. Как раз для редакторской колонки.

Фото: Борис Хигрин

Гранолу я получила на тест, вместе с другими продуктами. Уверена, что и производитель, и поставщик – все старались как могли, но у продукта был короткий срок годности, а у поставщика (возможно) засады с другими доставками. В итоге – триста грамм уедут на мусорный полигон. Но это можно было бы предотвратить с помощью упаковки! 

Современная упаковка – из пластика, фольги или (о ужас!)  композитных материалов – часто – единственная возможность лишить продукта воздуха, света и, соответственно, окисления. А значит – удлинить срок годности продукта. Но что мы, экоконутые потребители, делаем с новинками в не подходящей для раздельного сбора упаковке? Шеймим!

Конечно, все мы должны двигаться к экологичной упаковке, а еще лучше – к ее минимизации. Но давайте честно посмотрим на ситуацию: производитель продукта не является одновременно и производителем упаковки, он использует те решения, что есть на рынке. А на рынке – практически ничего. Производитель стремится угодить экозапросам нового осознанного покупателя и одновременно втиснуться в свои упаковочные возможности: оборудование, цена, производственные мощности, гигиенические требования.

Хуже всего приходится малышам – крафтовые производители из кожи вон лезут, чтобы понравиться своему экообеспокоенному покупателю, но упаковочные возможности такого производителя сведены к минимуму. Отказавшись от закатки в пластик или композитный пакет, он выбирает бумагу (крафт!) или стекло. И то и другое по затраченным ресурсам превосходит пластик в несколько раз. Но экообеспокоенный потребитель зачастую не в курсе. Более того, выбирая более “экологичные” крафт или стекло, производитель вынужден уменьшать срок годности. Ведь большинство продуктов (даже бакалея) окисляется при контакте с воздухом.

Срок годности короче, а значит больше возвратов от ритейлеров, больше покупателей, “упустивших” срок годности – в итоге больше продукта оказывается на свалке. Иногда, благодаря не слишком экологичной, но прагматичной упаковке, этого можно избежать. Уж в случае с гранолой – 100%.

Тадам: в общем углеродном следе практически любого продукта упаковка занимает примерно 4-5%. В это же время около 40% приходится на сырье для производства этого самого продукта. Понимаете, какая штука выходит: заострение внимание на экологичности упаковки (чур не пластик) порою заставляет производителей выбирать глупые, непродуманные упаковочные решения, которые выглядят экологичными, а на самом деле, сокращают срок годности и наносят колоссальный ущерб, отправляя больше продукта на свалку.

Жучки в картонке с крупой. Специи с выветрившимся ароматом. Прогорклые крекеры. Как часто вы сталкиваетесь с подобными вещами в ЗОЖных продуктах от небольших компаний? У меня такое не редкость. И каждый раз я вижу – проблема в ненадежной, но экологичной с виду упаковке.

У меня выводы такие: мелкие производители должны думать об экологичности упаковки, но не в ущерб срокам годности и безопасности продукта. Иначе бессмысленно. Крупные производители обязаны инвестировать в более экологичные упаковочные решения. А потребителям стоит думать дальше упаковки, в конце концов, она – лишь 4-5% углеродного следа продукта. И если мы хотим жить экологично по сути, то надо выбирать локальное, сезонное, без упаковки, экосертифицированное и, конечно, органическое. Так как экослед таких продуктов минимален, вне зависимости от упаковки.

2 Комментария
  • 25.11.2021
    Анастасия

    Лично я просто отказываюсь от покупки такого продукта (типа гранола), ведь он далеко не первой необходимости. И не приходится засорять планету композитной упаковкой. В будущем мне видится только такой экологичный выход из сложившейся ситуации. Мне так видится трактовка Вашей фразы ‘думать дальше упаковки’.

Оставить комментарий