Четверть земель – органик. И другие органические новости из Европы
25% всех сельхозземель ЕС должны быть органик через десять лет. Это не утопия, а цель, поставленная Еврокомиссией к 2030-й году. И добрая четверть органик-конференций на только что прошедшей цифровой BioFach/Vivaness так или иначе ставила этот вопрос: сможет ли Европейский союз достичь своей амбициозной цели и какие меры необходимо предпринять, чтобы достичь желаемого.
Четверть всех сельхозземель под органикой для правительства ЕС – это часть ответа на климатическую повестку в рамках стратегии устойчивого развития. Это часть Green Deal – “Зеленого пакта”, принятого в Европе в конце 2019-го (цель – нулевые выбросы к 2050 г.). То есть органическое сельское хозяйство в ЕС давно вышло из маргинальной ниши, в которой ковыряются странноватые энтузиасты по колено в навозе, и стало ответом на самые острые вопросы: сокращение выбросов, сохранение окружающей среды, биоразнообразия, плодородия почв, а также здоровья граждан.
В ЕС уже разработаны две программы развития Farm to Fork (с фермы на вилку) и программа по развитию биоразнообразия. В их рамках ведется финансирование соответствующих органических проектов. Но этого мало, чтобы достичь целей в 25% органических земель. Поэтому министры сельского хозяйства и продовольствия, руководители департаментов экономразвития и прочие национальные чиновники ведут диалог с учеными, органическим сообществом и делятся опытом. Я подсмотрела за кусочками этого диалога на BioFach и с удовольствием делюсь с вами главным.
Сибилл Кейд, руководитель Farm & Food Policy из Дании рассказывает о субсидиях, которые датское правительство уже раздает фермерам. Субсидии высчитываются в соответствии с воздействием на окружающую среду, которое сельхозпроизводитель оказывает. Больше выбросов CO2 – меньше субсидий. И наоборот.
Ученый из Германии Йорн Сандерс (Thunen Instiut) подчеркивает, что все национальные правительства стран ЕС обязаны разработать такие методы поддержки органических производителей, которые бы учитывали не только объем производимого продовольствия, но и услуги, которые оказывают эти производители обществу. Да-да, чистый воздух, плодородные почвы, грунтовые воды и реки без пестицидов, а также несметное поголовье не травленных ингибиторами холинэстеразы пчёл – это тоже товар, которые органический фермер производит.
Разумеется, в большинстве стран (и в США и в России, например) эти услуги – самой собой разумеющееся, как бы бесплатное приложение к продуктам, которые фермер выращивает и продает. А вот в ЕС поняли, что если правительство заинтересовано в здоровых почвах и сохранении биоразнообразия, то должно за это платить тем, кто это делает. Откуда взять деньги? Хороший вопрос, но об этом пусть болит голова у европейских министров финансов.
11 стран Евросоюза уже создали свои Organic Action Plans (планы по развитию органики). Первой в этом деле была, кажется, Дания, о чем мы писали еще в 2015-м. В датском плане одним из приоритетов была стимуляция спроса. К примеру, одной из целей плана было органическое меню в государственных столовых (больницы, дома престарелых, школы) минимум на 60% из органических продуктов. Эта цель была достигнута год назад.
Кстати, это ведь банально простая вещь, которую может сделать любое государство, если хочет поощрить какой-то сегмент рынка, вводи зелёные гос. закупки. Государство может и должно тратить гос. бюджет на закупку товаров с экологическими преимуществами! Особенно, если эти товары несут преимущества и для тех граждан, за которых государство несет ответственность (те же детские дома). Сколько раз я слышала эти слова на экоконференциях у нас в России! И что? А то, что на тендерах на питание в школах и детсадах всегда побеждает не самое здоровое или экологичное, а самое дешевое. А давайте представим, что государство поставит цель – кормить детей в школах и детсадах органическими продуктами. Как думаете, начнет расти рынок органических продуктов у нас?
Но я отвлеклась от Европы. Помимо вознаграждения сельхозпроизводителям за услуги обществу в виде чистой почвы и биоразнообразия, в ЕС считают необходимым стимулировать спрос (через гос. закупки и через рекламу органических продуктов, как делают в Австрии), компенсировать производителям затраты на органическую сертификацию, а где-то и годы конверсии (перехода от обычного к органическому с/х). Говорят, что государственные меры поддержки могут стоить ЕС порядка 10 миллиардов евро, но эти деньги придется отыскать даже в постпандемийное время, так как органик решает экологические проблемы, стоящие перед обществом, а на это и никаких денег не жалко.
Реалистична ли цель в четверть сельхозземель? Большинство исследователей сходятся в том, что да, амбициозна, но реалистична. К примеру, за 2019, Европа уже прибавила почти миллион органических гектаров (в процентах – за 2019-й + 16,5% к предыдущему году).
По факту, в Австрии уже 26,1% земли находится под органик-фермерством. В Лихтенштейне – аж все 41%. Понятное, дело, карликовое государство погоды в этом вопросе не сделает. Смотрим на Эстонию (22,3%), Швецию (20,4%) и Швейцарию (16,5%). Снизу подпирают Чехия, Италия и Латвия (по 14-15%). Германии, стране-лидеру по росту спроса на био (за ковидный 2020 органик-рынок здесь вырос аж на 22%, что всех приводит в оторопь) еще надо подтянуться – чуть не дотягивают до 10%, хотя южные земли сильно опережают северные по возделыванию био.
Все свежие цифры можно увидеть в The World of Organic Agriculture – ежегодном статистическом отчете FiBL (международном органическом исследовательском институте). Кстати, деятельность составителей мирового отчета по органике спонсирует, в частности, правительство Швейцарии, которая является лидером по среднедушевому потреблению органических продуктов в мире.
“Зачем вам это надо?”, – спрашивает Мартину Лохер, гос. секретаря по экономическим отношениям Швейцарии, исполнительный директор IFOAM. “Мы заинтересованы в понимании того, как движется органический рынок, нам нужна эта статистика, чтобы обладать информацией для его развития”, – отвечает представитель швейцарского правительства.
Разумеется, при таком высоком росте потребительского спроса на органические продукты, как есть в Швейцарии или Германии, рынок био не удовлетворяется предложением своих производителей и растет за счет импорта. Производство органических продуктов растет в Латинской Америке, Индии, Китае и других странах Азии. Интересен пример Украины, которая является вторым по объему экспортным партнером Евросоюза по части биопродуктов, уступая чемпионство Китаю.
Оставим Китай и глянем в сторону Украины, которая ежегодно наращивает экспорт органических зерновых, масличных, а также свежей продукции, например, ягод. Конечно же, какая-то часть украинской органики идет на столы и самим украинцам, но по большей части, они развивают не свой, а общемировой рынок органики.
Такая же история наблюдается в Азии и странах Латинской Америки. Этим бедные страны отличаются от богатых: бедные производят органические продукты, а богатые их едят. Статистика – она такая, сухо подталкивает к самым нетолерантным выводам. И, как вы понимаете, очень бы не хотелось, чтобы робкий российский органический рынок рос больше на экспорт, чем на внутреннее потребление. Но, к сожалению, пока вектор нашего органик-развития не слишком очевиден.