РЕПОРТАЖ: Конференция эко-ответственного бизнеса
26 ноября 2013 в Москве в рамках фестиваля “Зеленый проект” состоялась Первая всероссийская практическая конференция экологически ответственного бизнеса, организованная Экологическим союзом (Санкт-Петербург).
Событие серьезное и насыщенное, способное заинтересовать не только редких профессионалов-экологов, но и довольно широкое бизнес-сообщество, которому небезразлично состояние окружающей среды. Много выступающих, все – по делу и строго по регламенту, что, к сожалению, нехарактерно для многих мероприятий.
Большое внимание было уделено зеленому строительству: производство экологических материалов, их сертификация, бизнес-кейсы, а также практика их использования в строительстве. Лев Авербух, начальник отдела эко-экспертизы, “Олимпстрой” рассказал о главной стройке страны, которая обещала быть зеленой и очень старалась ею стать. Но как заниматься зеленым строительством в стране, где нет экостандартов? “Олимпстрою” пришлось создавать свои правила, которые могут быть использованы для разработки государственных зеленых стандартов, необходимость принятия которых насущна как никогда. Поскольку с 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон о государственных закупках (№44), содержащий положение о приоритете экотоваров при размещении госзаказа. Но каковы критерии экотоваров? К сожалению, никакой разъяснительной информации до сих пор не создано.
Кто будет создавать такие критерии? Будет ли привлечено к процессу экспертное сообщество? И насколько коррупциоемкими могут стать такие критерии, разработанные впопыхах?
А между тем, по словам Юлии Грачевой (директор “Экологического союза”), в США, Японии и Корее, где законодательно закреплен приоритет зеленых товаров при госзакупках, ситуация развивается замечательным образом. Например, в США 350 млрд долларов тратится на приобретение зеленых товаров для государственных нужд. Представляете, как такая мера подстегивает бизнес производить экологически ответственную продукцию?
Пока же производство экологичной продукции дает плюсы только в карму эко-ответственных бизнесменов. Тем не менее экологически ответственный бизнес существует, и, думается, читателям LookBio будет интересно узнать о заводе из Новгородской области (зубная паста Splat, детская косметика Lallum Baby), который еще на этапе проектирования привлек инженера-эколога, что дало возможность создать принципиально новое производство, минимизирующее нагрузку на окружающую среду. По словам Светланы Копытиной (руководитель проекта СМК “СПЛАТ-Косметика”), предприятие не только раздельно собирает все отходы, что предписано законодательством, но и самостоятельно направляет до 60% отходов на вторичную переработку.
Эта необходимая мера, так как государство, обязывающее предприятия собирать отходы раздельно, потом свозит “раздельные” отходы на общую свалку. Помимо экологически ответственного производства и рецептур, “СПЛАТ-Косметика” считает и компенсирует свой углеродный след, высаживая деревья по всему миру. Они бы быои рады высадить деревья в нашей стране, но, к сожалению, не нашли пока партнеров на это прекрасное дело.
Но как бы ни печально дело обстояло сейчас, тенденция на зеленое потребление растет, и переломить ее невозможно. “И потребителям и правительству и ритейлу нужны экологичные товары” – заявляет Юлия Грачева. Растет экологическая подкованность потребителей, тренд на здоровый образ жизни – вторит ей Елена Смирнова (директор по развитию Экобюро Greens), приводя данные McKinsey&Company.
По результатам опроса предпринимателей на выставке World Food Moscow (2011) очевидно, что тенденция потребления экологически безопасных, здоровых, “фермерских” продуктов закрепилась и в России. Этот растущий спрос на “эко” порождает неимоверное количество гринвошинга, когда каждый товар, налепив на себя зеленый ярлык, пытается представить себя в лучшем виде. Борьба с гринвошингом возможна только путем просвещения – отмечает Елена Смирнова – и, желательно, с помощью телевидения. А пока “Дом-2” и иже с ними не стремятся включаться в пропаганду экологического потребления, просветительскую функцию способны и должны выполнять производители зеленой продукции. Активный экомаркетинг – это первоочередная задача эко-ответственных производителей.
“Главная задача не в том, чтобы сделать стандартные продукты экологичными, а чтобы сделать экологичные продукты – стандартом” – цитирует Джона Гранта, идеолога экомаркетинга, г-жа Смирнова. На этом пути много трудностей, одна из которых – многообразие экомаркировок, отсутствие единых стандартов и трудная доступность информации. Юлия Грачева, представляющая российскую экомаркировку “Листок жизни” (единственная российский зкознак, зарегистрированный в GEN (Global Ecolabeling Network – Международная сеть экомаркировки)), уверена, что все экостандарты должны быть открыты и выложены в общем доступе. И это хорошее начало, к примеру, даже мы, в LookBio, вынуждены совершать нудные многоходовые комбинации, чтобы выяснить, что скрывается за тем или иным знаком “Эко”, особенно если речь идет о российском стандарте. Так почему бы не сделать единую базу экомаркировки? Возможно, пришло время начинать?