Сколько выбросов СО2 производим мы, пользуясь косметикой?
66% углеродного следа шампуня или геля для душа – на стороне потребителя, – утверждает Unilever. Не доверяете папе “Чистой линии”? Тогда данные от Weleda: 58% выбросов парниковых газов от продукта происходят во время пользования косметикой потребителем. То есть мы с вами несем ответственность за большую половину углеродного следа косметики, если считать выбросы по жизненному циклу (от производства сырья до утилизации продукта).
Эти данные я получила на Sustainable Cosmetics Summit, который начался буквально пару часов назад. Я счастлива присоединиться к нему в третий раз. С первых часов ясно – косметика идет в сторону устойчивости гораздо быстрее других отраслей. А если брать шире, то быть натуральным для косметического бренда уже вовсе недостаточно. Надо быть социально ориентированным, климатически нейтральным, экологически упакованным и много другого чего.
Например, Weleda, на правах столетнего юбиляра (бренд основан в 1921-м), открывшей саммит рассказом о своем транзите к еще большей экологичности. Да, “Веледа” уже сто лет как натуральная, но этого ей мало. Бренд не только движется к большему проценту органических ингредиентов, но и недавно прошел сертификацию B-corp – важный, набирающий все больше веса стандарт, по которому сертифицируют компании целиком, учитывая их влияние на общество и окружающую среду.
Weleda уже добилась более экологичной упаковки для своих лосьонов для тела: созданная на 97% из рециклированного PET, без верхней крышки и картонной коробки, эта упаковка имеет меньший вес и на 100% подлежит переработке. Один процент от оборота (это реально много) компания инвестирует в свою климатическую нейтральность. При этом столетний бренд ставит сверхзадачу: добиться углеродной нейтральности в производстве уже к следующему году, и на 20% уменьшить выбросы, связанные с теми самыми 58% на стороне потребителя. То есть компания (и не она одна) собирается инвестировать в то, чтобы мы, пользуясь косметикой, создавали меньше выбросов. Как?
Здесь задействуется буквально все: и количество воды, нужное, чтобы шампунь создал пену и упаковка, позволяющая использовать крем до последнего миллиметра и, конечно, удобство сдачи упаковки в переработку.
К чему такая суета – могут удивиться некоторые наши производители, для которых преданный анафеме в Европе микропластик не является персоной нон-грата в косметических формулах. Да потому что потребитель требует! Исследования показывают, что с наступлением пандемии люди всех стран все больше обеспокоены состоянием окружающей среды. В США процент обеспокоенности потребителей вырос аж на 48% – и это за какие-то полтора года.
На этом фоне русскому уху как кувалдой по голове звучит доклад представителей Еврокомиссии, год назад разработавшей #ChemicalStrategy, цель которой обеспечить к 2030-му году окружающую среду, свободную от токсинов.
Институты Евросоюза пересматривают все документы в отношении химических ингредиентов, фигурирующих в формулах косметики, еды, упаковки или игрушках. То есть буквально все. В отношении правил косметического регулирования это грозит запретом на все компоненты, подозреваемые в провоцировании эндокринных нарушений, и не только.
В планах ЕС упрощение требований к надписям на упаковке. Сейчас еврокомиссары признают, что информации должно быть слишком много и это плодит ненужную упаковку, в то время, как можно применить QR-код. Грозятся пересмотреть все требования к нанокомпонентам. И упростить регулирование: одно вещество – один документ. Чтобы всем всё было понятно.
Предложения по новым правилам косметического регулирования ЕС будут доступны для публичного обсуждения уже через пару месяцев. К концу следующего года публичные обсуждения закроются, чтобы уже в 2023 г. выйти в качестве законов и подзаконных актов. И всё это – в рамках Green Deal – стратегии Евросоюза в отношении достижения нулевых выбросов для Европы.
Надеюсь, что вслед за европейским будет “зеленеть” и наше косметическое законодательство, которое, как правило, повторяет европейские нормы, пусть и с некоторым опозданием. Но законодательство – это лишь одна часть. Инновации в упаковке, технологиях, ингредиентах и – главное! – наше с вами потребительское поведение – всё должно быть нацелено на переход на зелёную сторону.