Маленький садовник: как научить детей общаться с природой

03 июня 2015

Зачем приучать детей к садоводству, если все овощи-фрукты вы можете купить в магазине? Дело в том, что «копание в земле» не только успокаивает и уравновешивает эмоциональный мир, но и позволяет ребенку наладить прямой контакт с тем, что дает нам жизнь – с землей, растениями и животными. Получая опыт самостоятельного выращивания растений, ребенок учится ценить труд, который нужно вложить, чтобы получить урожай. А еще это просто увлекательно!

small gardener
1. Разрешайте ребенку копаться в земле

Ребенок может всё лето прожить в деревне и ни разу не испытать прелести самостоятельного садоводства. Самое простое, это ненавязчиво вовлекать его в игру в садовника. Например, прочитать ему рассказ Носова «Про репку» или сказку о «Джеке и бобовом стебельке», и предложить посадить одноименные растения.

Главное, не заставлять ребенка всё делать самому и не взваливать на него ответственность за конечный результат. Помните: дети легко отвлекаются, поэтому не стоит рассчитывать, что ваш ребенок проявит взрослую сознательность и будет помнить о поливе грядок спустя неделю.

2. Садоводство – это не отработка плохой кармы

Не превращайте садоводство в унылую повинность. Ничто так не отваживает от занятий огородом, как постоянное капанье на мозги, что нужно полить или прополоть грядки. Если ваш ребенок совсем маленький, то вряд ли он вообще сможет связать важность ежедневных действий и конечного результата. Для детей постарше это очевидно, но даже их невозможно простимулировать, постоянно пиля и упрекая.

garden

Фото с сайта blog.activityhero.com

Так что же делать? Помните, что дети любят игру, поэтому предлагайте те занятия, которые могут быть им интересны. Например, все дети любят сажать семена, поливать растения («быть дождиком» или наоборот, могучим повелителем дождя, который дает силу своим зеленым подданным) и собственно, собирать урожай. Разумеется, прополка сорняков это важно и необходимо, но если вы только приучаете ребенка к садоводству, то ограничьтесь простыми и приятными заданиями.

3. Садоводство – это не только прополка и полив

Многие родители считают, что ребенка нужно вовлекать в общественно полезный труд на огороде, забывая, что на природе можно заниматься не только хозяйством, но и творчеством. Не нужно вбивать в ребенка желание помогать вам в огородных подвигах, старайтесь пробудить его любопытство, интерес, а потом, возможно, и любовь к природе.

Например, вы можете научить его составлять гербарии – собрать травы и цветы, которые растут на вашем участке, засушить их, а потом наклеить в альбом и подписать их название, а также для чего они используются.

Фото с сайта www.flickr.com

Фото с сайта www.flickr.com

Можно вместе соорудить чучело, которое будет охранять ваши грядки от птиц.

Научите детей составлять букеты, сравнивая между собой различные цвета растений, их форму и запах (познания в искусстве икебаны не требуются!). Обязательно используйте при составлении букетов ароматические травы, такие как розмарин, мата или тимьян.

4. Развивайте все пять чувств ребенка

Пять чувств, это вкус, зрение, обоняние, осязание и слух. Дети восприимчивы к внешнему миру, просто обращайте их внимание на то потрясающее разнообразие, которое их окружает.

Фото с сайта gardening4kids.wordpress.com

Фото с сайта gardening4kids.wordpress.com

  • Вкус: дайте ребенку попробовать разные по вкусу фрукты, чтобы он мог сравнить их между собой, различая кислые и сладкие оттенки.
  • Зрение: обращайте внимание ребенка на разные насекомых, птиц и животных, которые живут в деревне. Расскажите ему, чем они полезны и для чего существуют в природе.
  • Обоняние: если у ребенка нет аллергии, то предложите ему понюхать разные ароматические цветы и травы – розу, пион, базилик, мяту, мелиссу, укроп. Называйте запахи по имени (запах свежескошенной травы, розы, листьев смородины).
  • Осязание: дайте ребенку почувствовать, как тактильно различаются между собой листья растений.
  • Слух: точно так же как с запахом, называйте звуки, которые ребенок слышит на природе. Обращайте его внимание на кваканье лягушек в пруду, кукареканье петуха в курятнике, стук дятла в лесу.

5. Делайте поделки!

Обязательно делайте вместе с ребёнком смешные поделки из шишек, веточек и листьев. В интернете полно мастер-классов, как превратить шишку в мышь, а из кусочков древесины сделать человечка. Не поленитесь скачать или распечатать пару полезных советов, чтобы воспользоваться ими на месте. Не полагайтесь на свою память, подготовьтесь заранее!

Фото с сайта http://weheartit.com

Фото с сайта http://weheartit.com

Вместе с детьми можно делать и мандалы, составленные из тех же шишек, листьев и камней.

6. Что делать, если у вас нет своего сада

Если у вас нет дачи и возможности вывозить ребенка в деревню, то садоводством можно заниматься и в городе. Вы можете посадить семена около дома, если земля под окнами не занята цветником. Ну и самый простой способ, это выращивать зелень на подоконнике. Для этих целей подойдут любые приправы, которые вы едите – лук, петрушка, базилик. Можно выращивать фасоль или цветущий горошек, а также любые несложные в уходе домашние растения.

shutterstock_51610264Во время прогулок по парку, собирайте листья, веточки и камешки для гербариев и поделок. Даже в обычном московском лесопарке можно увидеть различных птиц и насекомых, рассказываете ребенку о них и их повадках.

Читайте вместе с ребенком книги, которые могут пробудить его интерес к природе и ее обитателям, это могут быть как сказки, так рассказы и повести (Мамин-Сибиряк, Бианки, Сладков, Шим, Коваль, Сетон-Томпсон).

Оставить комментарий