Кому нужны левые “органические” сертификаты?
В магазине “здоровых” продуктов или в жюри ЗОЖной премии я натыкаюсь не просто на лживые надписи “органик” на упаковках, но на левые органик-сертификаты. Будь то еда или косметика, производители так и норовят выпустить самый-крутой-такого-вы-еще-не-видали продукт. Чтобы подчеркнуть крутость, надо раздобыть какой-то “документ”. Им становится левый органический или экологичный сертификат. Почему левый? Да потому что он ничего не означает!
Что значит левый сертификат?
Это сертификат добровольной системы сертификации, который никто из профессионалов рынка не знает и которой ни к чему производителя не обязывает. Как оно работает? Собирается группа предприимчивых людей, которая видит возможность заработать на новом тренде – ЗОЖ, органик и прочее эко-шмеко. А давайте мы создадим свой экологический/органический стандарт и будем всех по нему сертифицировать? Клиентам – бумажка и статус, нам – денежка. Создать свой собственный “левый” стандарт добровольной сертификации довольно просто – написал (как правило, содрал где-то документ) – и идешь регистрировать свой добровольный стандарт в Росстандарте.
В январе в силу вступил Федеральный закон об органическом производстве. Согласно нему, термин “органический” может присвоить себе продукт, только прошедший сертификацию в аккредитованных в Росаккредитации органах по сертификации. Этих органов на сегодня четыре: Органик-Эксперт, Роскачество, Россельхозцентр Воронежской области и “Органик сертификация” (Томск).
Эти сертифицирующие органы работают по единому Межгосударственному органическому стандарту (ГОСТ 33980-2016) и их квалификация, процедура проверки (и стоимость услуг) серьезно отличается от тех, кто штампует “органические” сертификаты направо-налево.
Когда открываешь Реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, глаз дергается. Тут тебе и “100% органический продукт”, и “Органический продукт России”, и “Экологические продукты”, и “любимый” мною “Святобор”, который сертифицирует все подряд – и “без глютена”, и “органические корма”, и “органические салоны красоты”, и веганские продукты.
Сами добровольные стандарты сертификации нужны – по этому принципу созданы практически все известные международные экомаркировки: Северный Лебедь, Cosmos, NaTrue, наш “Листок жизни” и т.д. Но если некоторые из добровольных стандартов созданы людьми и компаниями, имеющими вес, опыт и уважение в своем сегменте рынка, то другие делаются прохиндеями.
К сожалению, прохиндеев больше. Стоит вбить в гугле “как получить органический сертификат” – и на первой странице, которую выдает поисковик, 7 из десяти результатов – дорожка к прохиндеям.
Но даже у прохиндеев – свое ранжирование. Кто-то честно скажет, что наш добровольный сертификатне по Федеральному закону и слово “органический” вы на продукте написать не сможете, а получите возможность поставить наш сертификат на сайт или говорить о нем в соцсетях. Другие же на голубом глазу продадут вам органический сертификат за 12 000р. – и вы, в полной уверенности, что у вас всё чики-пуки, пойдете размахивать им в какой-нибудь ЗОЖной премии.
Можно пожалеть такого обманутого производителя. Но с какого рожна? Если ты производитель, то, будь любезен, изучи законы, регламенты, прежде чем выходить на рынок. Получи консультацию, в конце концов, прежде чем заказывать сомнительные сертификаты. Для меня лично сомнительный левый сертификат – это, в первую очередь, признак незрелости и непрофессионализма производителя. Левая бумажка с печатью любому специалисту на рынке – что красная тряпка для быка. Сразу понимаешь – тебя пытаются ввести в заблуждение, размахивая ничего не значащими “сертификатами”.
Для кого тогда существуют левые органик- и экосертификаты? Для не слишком искушенных потребителей – чтобы выдавать желаемое за действительное. А еще – для поддержания штанов потомков Остапа Бендера, с его 400 способами сравнительного честного отъема денег у населения.