Зелёный станет органическим. А органический – зелёным?
Поправки к закону об органическом производстве (ФЗ №280), о которых LookBio писал еще год назад, обрели одобрение правительства и новые смыслы. Если их примет Госдума, то термины “зеленый”, “био”, “эко” будут приравнены к термину “органический” и будут требовать наличие органической сертификации продукта. В противном случае продукты с такими словами на упаковке могут изыматься из оборота.
Изначально проект поправок, внесенных группой сенаторов, помимо пресловутых “эко” и “био” включал в себя слово “биодинамический”, что обозначает совсем иную категорию продуктов, выращенных по биодинамическим стандартам (например, Demeter). После принятия в Госдуме в первом чтении (ноябрь 2022) и путешествия от ведомства к ведомству туда вносились слова “натуральный” и даже “фермерский”. То есть была идея любые слова, обозначающие что-то получше, приравнять к понятию “органический”. К счастью, от радикальной мысли решили отказаться. Тем не менее, на сегодня в список “запрещенных” (то есть приравненных к органик) внесены слова “экологически чистый”, “биологический”, “эко”, “био”, “зеленый”.
А как же зелёный горошек?
Зелёный горошек, зелёные помидоры и зелёный чай правительство все же обещает оставить в том случае, если слово обозначает цвет продукции или степень ее созревания. Био-йогурты тоже никуда не денутся, так как на продукты с содержанием пробиотических культур есть свои ГОСТы. А вот всё остальное, содержащее на упаковке вездесущие надписи “эко”, “био”, “зеленый”, “экологически чистый” грозит исчезнуть. Встает вопрос о зарегистрированных торговых марках, в которых включены все запрещенные слова. Ответа на него пока нет.
Победим ли гринвошинг?
Разумеется, выступая за поправки, чиновники говорят о заботе о населении, измученном гринвошингом, ведь чуть ли не каждый второй продукт на полке обещает свои здоровые, экологичные преимущества, и всё это – только на словах. Однако в этом вопросе главное то, как надзорные ведомства будут следить за исполнением закона, в случае его принятия. Ведь до сих пор, на четвертом году запрета слова “органик” без соответствующей сертификации, продукты с такими обозначениями и без сертификата то и дело встречаются на полках даже московских супермаркетов.
LookBio скорее обеспокоен будущими поправками, так как “зеленое” или “экологичное” не есть “органическое”, согласно стандартам, принятым и принимаемым в мире и России. Допустим, продукт произведен с помощью возобновляемой энергии, его углеродный след низок, в производстве использованы “зеленые” технологии, апсайклинг и пр. Такой продукт, очевидно, обладает рядом экологических преимуществ и, возможно, даже может их доказать с помощью сертификации по одному из экологичных стандартов. Однако обозначить это на упаковке производитель уже не имеет право. Сертифицировать же такой продукт как органический тоже невозможно.
Импортное BIO под угрозой исчезновения?
Также есть опасения, что “под раздачу” попадут импортные продукты, в том числе, сертифицированные как органик или по любому другому международному стандарту (Rainforest Alliance и пр.). Их русскоязычная этикетка должна повторять иностранную, а значит будет содержать слова “зеленый”, “экологичный” и “био”, а вот российского знака органик на них не будет. От этого такие продукты, разумеется, не станут хуже для потребителя, но попадут в категорию запретных, по мнению чиновников.
Здесь важно напомнить, что с сентября текущего года в силу вступают еще одни поправки к закону об органическом производстве, инициированные той же группой сенаторов. С начала осени импортные сертифицированные органические продукты оказываются вне закона, если они не пересертифицировались по российскому органик-ГОСТу. Российские ритейлеры уже выводят импортную органику с созданных ранее органических полок. Надо ли говорить, что эти полки сильно пустеют и исчезают? Органические кофе, шоколад, оливковое масло, итальянские пасты и соусы, кокосовое масло и молоко – всё это, в лучшем случае, переезжает в отделы здорового питания. В худшем – уходит из России.