РЕПОРТАЖ: Форум “Развитие рынка натуральной продукции”
13 марта 2014 в рамках выставки Интербытхим/Интернатурворлд состоялся форум “Развитие и формирование рынка натуральной продукции в России”.
Так как событие было нацелено на профессионалов рынка экопродукции, наибольший интерес публики вызвали выступления, содержащие новые данные и практическую информацию. Таким было выступление Юлии Нечаевой (Группа ДСМ), представившей свежую статистику по продажам косметики в аптеках. В целом рынок аптечных продаж косметики вырос в 2013г на 9% по сравнению с предыдущим годом и составил 25 млрд. руб. При этом рынок рос за счет увеличения продаж селективной косметики, так как в упаковках цифры остались прежними. Публику вряд ли порадовала следующая цифра: на 12% по сравнению с предыдущим годом (336 млн руб. в 2013г против 382 млн руб. в 2012г) упала доля натуральной косметики, продающейся в аптеках. При этом доля натуральной косметики составила 1,5% в денежном выражении и 1% в продуктовом выражении. Лидеры продаж сегмента натуральной косметики в аптеках остались прежними: Styx и Natura Siberica. Третье место по продажам в аптеках заняла Weleda, отметившаяся ростом в 2,5 раза.
Гуру экомаркетинга профессор Елена Смирнова в своем выступлении сделала акцент на упаковку натуральной продукции. Профессор Смирнова уверена, что:
- упаковка должна разрабатываться целостно вместе с продуктом и быть минимальной
- упаковка должня быть информативной
- сырье для упаковки должно быть получено из ответственных источников
- упаковка должна иметь возможность к переработке
Возможно, для многих окажется неожиданным тот факт, что экомаркетолог Елена Смирнова заявила о сомнительности упаковки из биоразлагаемого пластика, объяснив это тем, что полигоны для захоронения отходов, а именно так “утилизируется” практически весь российский мусор, не соответствуют тем условием, в которых биоразлагаемая упаковка способна разложиться (для этого необходим, как минимум, доступ света и кислорода).
Кроме того, Елена Смирнова поведала о том, что с 2015 года все российские предприятия должны выкладывать свою экологическую информацию на свои вебсайты для общего доступа. Это положение вступает в силу после подписания Россией Международной конвенции о доступе населения к экологической информации.
Как всегда артистичен в своем докладе был Дмитрий Ерзин, врач, доцент эконаправления, директор марки Topfer в России. На этот раз он посвятил свое выступление разрушению мифов о натуральной косметике, среди которых особое внимание было уделено мифологизации вокруг аллергенности и неэффективности натуральной косметики.
Ближе к обеду, когда все уже, к сожалению, устали, прошел Круглый стол российских производителей натуральной косметики. К нашему большому сожалению, двое из четырех заявленных участников в последний момент отказались принять участие в этой дискуссии. Остались самые стойкие и преданные бойцы (иначе не назовешь) российского рынка натуральной косметики: Оксана Ицкова (автор проекта Botanicalife) и Екатерина Матанцева (основатель МиКо).
Следуете ли вы за трендом на натуральную косметику или идете навстречу оформившемуся запросу российского потребителя? Что ваши потребители считают натуральным? Какой вид продукции пользуется большим спросом? Как вы ощущаете свою экоответственность? Какова роль предпринимателя и государства в формировании экологически ответственного потребления? Должны ли мы, внутри рынка, предъявлять друг другу повышенные требования или лучше прикрыть глаза на какие-то несоответствия декларациям? Экосертификат: российский или международный? И стоит ли овчинка выделки?
На эти и другие вопросы главреда LookBio Татьяны Лебедевой, выступившей в качестве модератора дискуссии, отвечали создательницы МиКо и Botanicalife. Это было живо и, да (!), интересно. И мы очень благодарны Оксане Ицковой и Екатерине Матанцевой за инициативность, неравнодушие и высокую экоответственность. Но на будущее нам, LookBio, урок: такие дискуссии должны готовиться тщательнее и в плане приглашения участников (камень в огород тех, кто в последний момент не пришел) и в плане остроты сценария, а также количества времени, отведенного на мероприятие.