Белуга, Шотландия и пластик, к сожалению
Люди, которые лезут на вышки, и корабли – две самые частые фотографии с акций Гринпис*. Мосты, атомные станции, танкеры – объекты, которые попадаются в эпицентр протестных событий. Но в этом году Гринпис предложил заглянуть туда, где кажется, все еще есть дикий нетронутый уголок. Будто можно покинуть поле боя, выключить телевизор, переодеться и отправиться на край света на землю обетованную.
Парусник “Белуга II” отправился в путешествие вдоль побережья Шотландии: Атлантика, скалы, вереск и Coca-Cola.
“До ближайшей дороги к этому пляжу можно добраться за час-полтора. Здесь явно не туристическое место, но волны Атлантики прибивают к берегу тонны пластика”, – пишет участник экспедиции Гринпис Люк Месси.
На борту судна экипаж, волонтеры и фотограф Мэнди Бейкер. Мощь Гринпис направлена против загрязнения пластиком и тех, кто за это ответственен.
Пока вы читаете эту статью, Coca-Cola произвела около 50 тысяч пластиковых бутылок, каждую секунду 3,5 тысячи бутылок выходят с конвейеров компании. Всего за год общими усилиями компаний-производителей мир получает 600 миллиардов пластиковых бутылок, из которых миллиарды попадают в окружающую среду. В желудках 90% морских птиц есть пластик, каждая третья черепаха тоже с пластиком. На всех скалистых, труднодоступных пляжах Шотландии участники экспедиции обнаружили пластик.
Когда я смотрю на фотографии из этого путешествия, то думаю, что пляжи Шотландии похожи на мою квартиру – если без очков прийти вечером, то чисто, а если посмотреть с утра и при дневном свете – не очень. Так и здесь среди валунов и гальки валяется мусор. Он распределен по поверхности, поэтому не сразу бросается в глаза.
Фотографии, воспоминания волонтеров и научные работы на судне – наглядные доказательства того, насколько люди влияют на окружающую среду, были бы невозможны без кораблей Гринпис. А кораблей бы не было без доноров фонда. Гринпис не работает с компаниями, чтобы не попадать в сложные положения. Получив деньги от производителя газировки, будет сложно публиковать фотографии, где бутылки портят вид дикой природы. Поэтому Гринпис существует только на частные пожертвования.
Мне повезло, я попала на “Белугу II” в ноябре во время международных переговоров по климату в Бонне. Первое, что я увидела в капитанской рубке, фотографию пожилой женщины, похожей на бодрых голливудских старушек. Под портретом благодарственная надпись, на снимке – Илзе Форманн. У нее не было детей, но было состояние, унаследованное после смерти супруга. Илзе оставила наследство в пользу четырех природоохранных фондов. 2,4 миллиона долларов из завещанного пошли на постройку “Белуги II”.
“Это первый корабль, построенный специально для Гринпис. Раньше мы покупали старые лодки. Чаще всего русские”, – рассказывает Андреа из Аугсбурга. Она волонтер Гринпис и проводит экскурсии по кораблю, пока он находится на двухнедельной стоянке в Бонне.
-А что значит белуга? – спрашиваю я у Андреа, потому что перед глазами упорно всплывает банка с черной икрой, на которой изображен один из видов осетровых – белуга.
–Кажется, это такой вид кита, обитает в северных водах, в России – отвечает волонтер.
“Белуга, белуга, ааа, белуха – кит”, – дошло наконец-то. В английской транскрипции, что кит, что осетр пишутся одинаково.
На Рейне штиль, поэтому лодку качает совсем чуть-чуть, но все экскурсанты всё равно идут, держась за бортик. Проходы на паруснике узкие, вдвоем не пройти, поэтому Андреа впереди, а мы сзади.
У судна специальная конструкция для речных походов. Голландский парусный клипер стал прототипом для “Белуги”. Сплющенный корпус позволяет “Белуге” двигаться по мелководью. Еще одна особенность – шверт, который используют при швартовке судна на малых, речных глубинах. В условиях шотландского мелководья – это тоже помогло, судно могло очень близко подходить к берегу и вылавливать сетью пластик из прибрежных вод. Взятые пробы воды показывали и наличие микропластика, который невооруженным взглядом увидеть нельзя.
Парусник оснащен дизельным двигателем, на котором он может пройти около 1850 миль в случае необходимости. Двигатель – самая дорогая часть судна. Он стоит 250 тысяч долларов. Как пояснила Андреа, эта опция используется в крайних случаях, потому что как и любой двигатель – двигатель на судне Гринпис выделяет СО2.
–Так, длина судна 33 метра, ширина – 6 метров, высота судна с поднятой мачтой чуть меньше 26 метров, – сообщает волонтер.
-А еще у нас есть бак, видите?
Закрытый люк расположен посередине палубы и виноват в том, что места для ходьбы практически нет. Это хранилище – гордость “Белуги”. В люк влезает 20-футовый контейнер – это стандартный морской контейнер, есть еще и 40-футовый, но обычно мы видим в кино, как падают с палубы 20-футовые, размером 6 на 2 и высотой почти 3 метра.
В 2011 году в этот люк гринписовцы загрузили огромный камень. “Белуга” пошла в Северное море. Там камень извлекли из люка и бросили в пучину, чтобы обратить внимание на жестокий вылов рыбы с помощью тралов, когда кроме промысловых видов в сетях гибнет множество других морских обитателей.
Во время экспедиций типа шотландской в люк загружается научное оборудование и еда.
–Для того, чтобы управлять яхтой, достаточно двух человек, но обычный состав команды – 3-5 человек. Максимум в экспедиции участвует 11 человек, – рассказывает Андреа, пока посетители парусника пытаются крутить штурвал.
Штурвал, большой и красивый, поставлен специально для посетителей. На самом деле, рулевой управляет судном с помощью ничем не примечательного джойстика, который выглядит, как деталь потрепанного советского конструктора “сделай сам”. Максимальная скорость судна – 18 километров в час. При хорошем раскладе велосипедист, несущийся по набережной, с легкостью выиграет соревнование у “Белуги II”.
В капитанской рубке капитан с всклокоченной бородой и в потертой флиске отказывается фотографироваться. Он не активист Гринпис, он капитан. Однако, под его руководством корабль участвует в акциях, поэтому сложно сказать, что капитан совсем не разделяет ценностей Гринпис.
–Это ваша бабушка? – спросила я, показав на портрет Илзе Форманн.
Капитан засмеялся, но фотографироваться все равно не стал. Посетители следом за Андреа протиснулись между туалетом, кладовкой и баком для мусора. На судне мусор сортируют и сдают в портах по фракциям. Большая кают-компания оснащена экраном. Здесь проходят лекции и общие сборы во время путешествий. В кают-компании спят те участники экспедиций, потому что каюта одна и рассчитана на двух челоевк. На большом глобусе обозначены точки на планете, пострадавшие от природных и техногенных катастроф и изменения климата. Кают-компания, когда на судне много людей, превращается в спальню.
Каюта расположена за кают-компанией. Напротив каюты камбуз. Варочная панель – это плитка, как у многих в деревне. Меню на корабле преимущественно вегетарианское. Основу рациона составляют макароны, рис и картошка.
-А сложно было попасть на борт? – спрашиваю я, хотя слабо представляю, как провести в таком тесном пространстве хоть какое-то время.
-Да, нет. Я уже 4 года волонтер Гринпис. Я написала, что хочу на борт и меня взяли, – отвечает Андреа.
Ее родители перечисляли деньги Гринпис, но не принимали участия в акциях. Деятельность Андреа у родителей вызывает не опасения, а только романтические чувства.
Благодаря паруснику “Белуга II”, в английском Гардиан, Индепендент, BBC, шотландских и ирландских изданиях появились фотографии дикой природы, которой на самом деле нет. А еще появилась серия снимков фотографа Мэнди Баркер. Она ездила в экспедицию Гринпис, чтобы своими работами привлечь внимание к пластиковому загрязнению.
Самая известная фотография из этого путешествия – изображение выловленного пластики. Моделями для фотографа стали часы фирмы Дисней с логотипом из мультика “Холодное сердце”, кроссовки, подошва от сланцев, формочка для песка, пятка от ботинка, упаковка от картриджа HP, бутылка Coca-Cola, крышечки от пластиковых бутылок, упаковка от йогурта, частички конструктора Lego, игрушки, теннисные ракетки, чайник, пустышки, фильтр-пакеты, ушные палочки, аппликаторы от тампонов, старая канистра из-под масла Esso в предупреждением об опасности – warning.
“Я натыкалась на пластмассу повсюду. Я обнаружила все виды одноразовых предметов, пластиковые бутылки, упаковки продуктов питания, игрушки и рыболовные сети, а также чайник, зонтик и даже крышку для унитаза”, – рассказала Мэнди.
Гринпис проводит всемирную кампанию по борьбе с пластком. Прибытие Белуги в Россию пока не планируется, но Гринпис России запустил акцию: “Пакет? Спасибо – нет!”. В результате 45 тысяч жителей России обратились к сетям с просьбой прекратить раздачу пластиковых пакетов на кассе. Пока подтвердил отказ только “Ашан”. А мы с вами можем воспользоваться картой recyclemap.ru и сдавать пластик на переработку.
* Greenpeace объявлена Генпрокуратурой нежелательной организацией в мае 2023 года (спустя несколько лет после выхода статьи)