Белуга, Шотландия и пластик, к сожалению

06 декабря 2017

Люди, которые лезут на вышки, и корабли – две самые частые фотографии с акций Гринпис*. Мосты, атомные станции, танкеры – объекты, которые попадаются в эпицентр протестных событий. Но в этом году Гринпис предложил заглянуть туда, где кажется, все еще есть дикий нетронутый уголок. Будто можно покинуть поле боя, выключить телевизор, переодеться и отправиться на край света на землю обетованную.

Shiant06

Фото: Greenpeace UK, топорки с плаcтиком

Парусник “Белуга II” отправился в путешествие вдоль побережья Шотландии: Атлантика, скалы, вереск и Coca-Cola.

“До ближайшей дороги к этому пляжу можно добраться за час-полтора. Здесь явно не туристическое место, но волны Атлантики прибивают к берегу тонны пластика”, – пишет участник экспедиции Гринпис Люк Месси.

На борту судна экипаж, волонтеры и фотограф Мэнди Бейкер. Мощь Гринпис направлена против загрязнения пластиком и тех, кто за это ответственен.

greenpeace

Пока вы читаете эту статью, Coca-Cola произвела около 50 тысяч пластиковых бутылок, каждую секунду 3,5 тысячи бутылок выходят с конвейеров компании. Всего за год общими усилиями компаний-производителей мир получает 600 миллиардов пластиковых бутылок, из которых миллиарды попадают в окружающую среду. В желудках 90% морских птиц есть пластик, каждая третья черепаха тоже с пластиком. На всех скалистых, труднодоступных пляжах Шотландии участники экспедиции обнаружили пластик.

Когда я смотрю на фотографии из этого путешествия, то думаю, что пляжи Шотландии похожи на мою квартиру – если без очков прийти вечером, то чисто, а если посмотреть с утра и при дневном свете – не очень. Так и здесь среди валунов и гальки валяется мусор. Он распределен по поверхности, поэтому не сразу бросается в глаза.

Фотографии, воспоминания волонтеров и научные работы на судне – наглядные доказательства того, насколько люди влияют на окружающую среду, были бы невозможны без кораблей Гринпис. А кораблей бы не было без доноров фонда. Гринпис не работает с компаниями, чтобы не попадать в сложные положения. Получив деньги от производителя газировки, будет сложно публиковать фотографии, где бутылки портят вид дикой природы. Поэтому Гринпис существует только на частные пожертвования.

Мне повезло, я попала на “Белугу II” в ноябре во время международных переговоров по климату в Бонне. Первое, что я увидела в капитанской рубке, фотографию пожилой женщины, похожей на бодрых голливудских старушек. Под портретом благодарственная надпись, на снимке – Илзе Форманн. У нее не было детей, но было состояние, унаследованное после смерти супруга. Илзе оставила наследство в пользу четырех природоохранных фондов. 2,4 миллиона долларов из завещанного пошли на постройку “Белуги II”.

Фото: Наталья Парамонова, портрет Илзе Форманн в капитанской рубке

Фото: Наталья Парамонова, портрет Илзе Форманн в капитанской рубке

“Это первый корабль, построенный специально для Гринпис. Раньше мы покупали старые лодки. Чаще всего русские”, – рассказывает Андреа из Аугсбурга. Она волонтер Гринпис и проводит экскурсии по кораблю, пока он находится на двухнедельной стоянке в Бонне.

-А что значит белуга? – спрашиваю я у Андреа, потому что перед глазами упорно всплывает банка с черной икрой, на которой изображен один из видов осетровых – белуга.

Кажется, это такой вид кита, обитает в северных водах, в России – отвечает волонтер.

“Белуга, белуга, ааа, белуха – кит”, – дошло наконец-то. В английской транскрипции, что кит, что осетр пишутся одинаково.

На Рейне штиль, поэтому лодку качает совсем чуть-чуть, но все экскурсанты всё равно идут, держась за бортик. Проходы на паруснике узкие, вдвоем не пройти, поэтому Андреа впереди, а мы сзади.

Фото: Наталья Парамонова. Волонтер Greenpeace Андреа проводит экскурсию по судну

Фото: Наталья Парамонова. Волонтер Greenpeace Андреа проводит экскурсию по судну

У судна специальная конструкция для речных походов. Голландский парусный клипер стал прототипом для “Белуги”. Сплющенный корпус позволяет “Белуге” двигаться по мелководью. Еще одна особенность – шверт, который используют при швартовке судна на малых, речных глубинах. В условиях шотландского мелководья – это тоже помогло, судно могло очень близко подходить к берегу и вылавливать сетью пластик из прибрежных вод. Взятые пробы воды показывали и наличие микропластика, который невооруженным взглядом увидеть нельзя.

Парусник оснащен дизельным двигателем, на котором он может пройти около 1850 миль в случае необходимости. Двигатель – самая дорогая часть судна. Он стоит 250 тысяч долларов. Как пояснила Андреа, эта опция используется в крайних случаях, потому что как и любой двигатель – двигатель на судне Гринпис выделяет СО2.

Так, длина судна 33 метра, ширина – 6 метров, высота судна с поднятой мачтой чуть меньше 26 метров, – сообщает волонтер.

-А еще у нас есть бак, видите?

Закрытый люк расположен посередине палубы и виноват в том, что места для ходьбы практически нет. Это хранилище – гордость “Белуги”. В люк влезает 20-футовый контейнер – это стандартный морской контейнер, есть еще и 40-футовый, но обычно мы видим в кино, как падают с палубы 20-футовые, размером 6 на 2 и высотой почти 3 метра.

В 2011 году в этот люк гринписовцы загрузили огромный камень. “Белуга” пошла в Северное море. Там камень извлекли из люка и бросили в пучину, чтобы обратить внимание на жестокий вылов рыбы с помощью тралов, когда кроме промысловых видов в сетях гибнет множество других морских обитателей.

Во время экспедиций типа шотландской в люк загружается научное оборудование и еда.

Для того, чтобы управлять яхтой, достаточно двух человек, но обычный состав команды – 3-5 человек. Максимум в экспедиции участвует 11 человек, – рассказывает Андреа, пока посетители парусника пытаются крутить штурвал.

Штурвал, большой и красивый, поставлен специально для посетителей. На самом деле, рулевой управляет судном с помощью ничем не примечательного джойстика, который выглядит, как деталь потрепанного советского конструктора “сделай сам”. Максимальная скорость судна – 18 километров в час. При хорошем раскладе велосипедист, несущийся по набережной, с легкостью выиграет соревнование у “Белуги II”.

Фото: Наталья Парамонова, приборная доска

Фото: Наталья Парамонова, приборная доска

В капитанской рубке капитан с всклокоченной бородой и в потертой флиске отказывается фотографироваться. Он не активист Гринпис, он капитан. Однако, под его руководством корабль участвует в акциях, поэтому сложно сказать, что капитан совсем не разделяет ценностей Гринпис.

Фото: Наталья Парамонова, капитанская рубка

Фото: Наталья Парамонова, капитанская рубка

Это ваша бабушка? – спросила я, показав на портрет Илзе Форманн.

Капитан засмеялся, но фотографироваться все равно не стал. Посетители следом за Андреа протиснулись между туалетом, кладовкой и баком для мусора. На судне мусор сортируют и сдают в портах по фракциям. Большая кают-компания оснащена экраном. Здесь проходят лекции и общие сборы во время путешествий. В кают-компании спят те участники экспедиций, потому что каюта одна и рассчитана на двух челоевк. На большом глобусе обозначены точки на планете, пострадавшие от природных и техногенных катастроф и изменения климата. Кают-компания, когда на судне много людей, превращается в спальню.

Каюта расположена за кают-компанией. Напротив каюты камбуз. Варочная панель – это плитка, как у многих в деревне. Меню на корабле преимущественно вегетарианское. Основу рациона составляют макароны, рис и картошка.

Фото: Наталья Парамонова, камбуз с плиткой

Фото: Наталья Парамонова, камбуз с плиткой

-А сложно было попасть на борт? – спрашиваю я, хотя слабо представляю, как провести в таком тесном пространстве хоть какое-то время.

-Да, нет. Я уже 4 года волонтер Гринпис. Я написала, что хочу на борт и меня взяли, – отвечает Андреа.

Ее родители перечисляли деньги Гринпис, но не принимали участия в акциях. Деятельность Андреа у родителей вызывает не опасения, а только романтические чувства.

Благодаря паруснику “Белуга II”, в английском Гардиан, Индепендент, BBC, шотландских и ирландских изданиях появились фотографии дикой природы, которой на самом деле нет. А еще появилась серия снимков фотографа Мэнди Баркер. Она ездила в экспедицию Гринпис, чтобы своими работами привлечь внимание к пластиковому загрязнению.

Самая известная фотография из этого путешествия – изображение выловленного пластики. Моделями для фотографа стали часы фирмы Дисней с логотипом из мультика “Холодное сердце”, кроссовки, подошва от сланцев, формочка для песка, пятка от ботинка, упаковка от картриджа HP, бутылка Coca-Cola, крышечки от пластиковых бутылок, упаковка от йогурта, частички конструктора Lego, игрушки, теннисные ракетки, чайник, пустышки, фильтр-пакеты, ушные палочки, аппликаторы от тампонов, старая канистра из-под масла Esso в предупреждением об опасности – warning.

This summer, Mandy Barker joined Greenpeace’s Beluga II Expedition visiting remote islands off the west coast of Scotland. The islands were blighted with plastic pollution. Through this piece the artist presents us her visual interpretation of the journeys plastics make: the time they spend at sea in order to reach such remote locations, how long it takes for them to degrade, and their impact on the environment. The piece features items collected from the islands of Sanday, Canna and Skye. Ingredients: ‘Frozen' watch, trainers, flip flop sole, fish sand mould, heel of a shoe, HP inkjet cartridge, Coca-Cola bottle, water bottles, bottle caps, straw, plastic fork, plastic cup, comb, lighter, Lego, golf ball, toy tennis racket, kettle, coat hanger, bicycle tyre, dog ball, floor mop head, toothbrushes, umbrella, bucket, nozzles, torch, plastic shell, reel, toilet fragrance holder, spade handle, half toolbox, medicine bottle, cup, print stamper, deep fat fryer lid, football, building blocks, toy doll, party popper, U-bend pipe, scouring brush, gun cartridges, Fairy Liquid bottle, plastic duck, knife handle, various wheels, dummy-soother, crisp bags, balloon & holder, various filters, flooring, fishing related debris (line, rope, buoy, net, tennis ball), blue bird, yogurt pot, vintage Esso oil container, handles, and part of a sign with ‘WARNING’ printed on it.

This summer, Mandy Barker joined Greenpeace’s Beluga II Expedition visiting remote islands off the west coast of Scotland.

“Я натыкалась на пластмассу повсюду. Я обнаружила все виды одноразовых предметов, пластиковые бутылки, упаковки продуктов питания, игрушки и рыболовные сети, а также чайник, зонтик и даже крышку для унитаза”, – рассказала Мэнди.

Гринпис проводит всемирную кампанию по борьбе с пластком. Прибытие Белуги в Россию пока не планируется, но Гринпис России запустил акцию: “Пакет? Спасибо – нет!”. В результате 45 тысяч жителей России обратились к сетям с просьбой прекратить раздачу пластиковых пакетов на кассе. Пока подтвердил отказ только “Ашан”.  А мы с вами можем воспользоваться картой recyclemap.ru и сдавать пластик на переработку.

* Greenpeace объявлена Генпрокуратурой нежелательной организацией в мае 2023 года (спустя несколько лет после выхода статьи)

Оставить комментарий