Ека — в Эко. Активно ли «зеленеет» четвертый по численности населения город России

06 октября 2014

 Даша Орлова приехала в Екатеринбург из Москвы. Бросив журналистику, углубилась в экотему. Открыла интернет-маркет натуральной косметики ботаникус-урал.рф с большим количеством брендов, а недавно запустила проект «Экографика» – этичный и экологичный журнал Екатеринбурга. Даша не считает себя бизнес-леди, она до сих пор играет роль спецкора с погружением в среду — наблюдает, записывает, делится.

Дарья Орлова, ведущая колонки "Екатеринбург. Био-сфера города"

Дарья Орлова, ведущая колонки “Екатеринбург. Био-сфера города”

Екатеринбург в моем детстве был «гостевым городом», тут я навещала родную тетю и моих двоюродных сестер, два года назад я переехала в Екб на пмж, обзавелась мужем и родила сына. И если раньше этот город таил для меня что-то неуловимо притягательное, то сейчас неуловимое стало ощутимым.

Это огромное количество мамочек, беременных женщин, детского смеха. Размеренное житие против столичной спешки. Хотя и тут есть часы-пик, пробки, потерянные для личной жизни карьеристы и убежденные феминистки, но круглеющих на глазах женщин все-таки больше. Урал — как оплот нравственности, семейственности и традиционной системы ценностей.

Еще прошлым летом я замечала большое количество девушек в длинных платьях и юбках, с толстыми косами и украшениями ручной работы. Этим летом их было значительно больше, в сети то и дело встречаются объявления о наборе групп по ведическим практикам, становится популярной профессия акушерки, принимающей роды на дому. И если раньше я посмеивалась над тенденцией «вперед в прошлое», то теперь сама к ней внимательно присматриваюсь и некоторые вещи охотно принимаю. Особенно мне приятна тяга екатеринбуржцев к товарам с «эко» и «био» маркировкой. Она не повсеместная. И у нас до сих пор есть огромное количество человек, которые придерживаются провинциального консерватизма, покупают то, что общедоступно и всегда можно найти на полках масс-маркета. Ведь так не бывает, чтобы всё радужно.

 Кто они — приверженцы эко?

По опыту общения со своими клиентками я могу сказать, что самый массивный приток покупателей в экосферу приводит беременность и материнство. Становясь мамой или только подготавливая себя к этому, женщина начинает больше ценить свое тело и подходит к уходу за ним с умом. Одни начинают внимательно читать составы и разбираться в латинице, другие слепо верят рекламе. Первые приобретают действительно качественные продукты, вторые — обжигаются на псевдо-органике. Если не заострять внимание только на мамочках, а разбить приверженцев экопродукции на классы, то у меня получается вот что:

Довольная посетительница студии Екатеринбургского мыловара Маши Разнер

Довольная посетительница студии Екатеринбургского мыловара Маши Разнер

1. 20-25 лет — Студентки. Их меньшинство среди моих клиентов, но они с большим умом подходят к выбору экокосметики. Они уверенные пользователи ПК, а поэтому имеют возможность изучить большое количество материалов по теме и самостоятельно определиться с выбором качественного продукта. Студентки покупают мало, но не жалея денег на действительно стоящий продукт.

2. 25-40 лет — Те самые Мамы (а часто и Папы). Для себя и своих детей они стараются взять большое количество натуральной косметики или другой эко-продукции сегмента средний-выше среднего. Доверчиво относятся к рекомендациям со стороны профессионалов.

3. 40-50 лет — Киты. Не знаю, почему на ум пришло такое “весомое” название, верно, по Фрейду. Женщины в таком возрасте пришедшие к натуральной косметике, как правило, недоверчивы, стараются прислушиваться, но не слепо следовать советам профессионалов, выбирают натуральную продукцию класса люкс, так как искренне считают, что дорого — значит, качественно.

 Кто они — эко-предприниматели?

Строить бизнес с экологичной направленностью до безумия перспективно, но пока малоприбыльно. Хотя в Екатеринбурге есть одна очень крупная сеть по продаже экопродукции, но прибыль ей по большей части приносят оптовые продажи, а розница позволяет окупать аренду и лишь немного зарабатывать. Конкуренция со стороны массмаркетовского ритейла велика, реклама на ТВ и в глянце дорога, поэтому выигрывает тот, на чьей стороне хорошенький такой бюджет на «зомбирование масс».

Фото из екатеринбургской кофейни, где предлагают десерты из натуральных ингредиентов

Фото из екатеринбургской кофейни, где предлагают десерты из натуральных ингредиентов

В последние два года у нас также открылись два вегетарианских кафе, появились производители натуральных продуктов питания и косметики, постепенно множатся интернет-магазины экокосметики, товаров для сыроедения и просто здорового питания. И кстати на днях я писала про открытие детокс-бара, где теперь продаются смузи, фреши, детоксы, гранола и прочая вкуснота. В Екатеринбурге почти нет экокомпаний, открывшихся по франшизе федеральных сетей, большинство — наши, местные. Тем более тот факт, что в Свердловской области становятся очень популярными экопоселения, позволяет находить поставщиков натуральной продукции, не выезжая далеко за ее пределы. Экопоселенцы готовят бездрожжевой хлеб, занимаются собирательством — трав, ягод, орехов, варят собственное мыло и ферментируют иван-чай.

 На стыке жизни и общественной жизни

Несмотря на то, что я позитивно смотрю на развитие экобизнеса в России, пока он хромает на обе ноги. И основная причина этого — отсутствие понимания в массах нормальности растительных продуктов и ненормальности синтетических. Нет единого согласия — да, эко — это хорошо. Наверное, это можно назвать модой. То есть попросту говоря, «эко» и «био» пока недостаточно раскручены. Случай из моей работы: одна из постоянных покупательниц делает основательный по сумме заказ и просит доставить косметику ей в офис. Позже курьер мне рассказывает: «Приезжаю по указанному адресу, а это офис очень крупной местной сети по продаже шуб и дубленок. Оказывается, наша клиентка — ее руководитель». Курьер уже отдав заказ и получив деньги, немного помешкав, спрашивает — А зачем вы заказываете этичную косметику? На что клиентка без раздумий отвечает — То работа, а это мой личный выбор.

Дорого – любо

Дорогая продукция всегда кажется привлекательной, эта тенденция не обходит стороной и натуральную косметику. Заграничные раскрученные бренды независимо от состава вызывают у моих клиенток непреодолимое желание приобрести хоть что-нибудь из их ассортимента.

Made in Russia

Made in Russia

Российская продукция проигрывает в глазах покупательниц по всем показателям. Я всегда говорю на такое явно негативное отношение к отечественному только два слова: «Жаль, жаль». И уже устаю мозолить язык фразами — «это отсутствие транспортных расходов», «а срок годности в полгода вас не радует?», «в Аюрведе говорится, что только местное сырье способно творить со здоровьем человека чудеса». Но Россия почему-то все равно отдает на языке привкусом замшелости. До тех пор, пока не попробуют, потом благодарят, что буквально заставила взять, протестировать.

Уральские горы — тут надо искать клад

Мне хотелось бы, чтобы Екатеринбург начал выступать не только одной из главных промышленных точек России, но и ведущим городом зеленой сети нашей страны. Ведь именно у нас уральские горы и непроходимые леса, горные травы и вкуснейший мед, хранимые веками традиции, богатейшая древняя история. У нас есть экологически-чистые места, где можно заниматься органическим хозяйством, разбивать пасеки, открывать производства экокосметики. Кстати, одним из популярнейших направлений в Экотеринбурге становится отжим масел на деревянном прессе, позволяющем сохранять все полезные свойства продукта. Такое бы масло на полки супермаркетов и оттуда – каждому в дом. Но пока супермаркеты работают по принципу «повышение продаж, понижение качества товаров». И об этом уже в следующей статье.

Читайте дальше. Читайте больше. Будьте в био-сфере. Ваша Орлова Даша

Оставить комментарий