Новые органики: Денис Прасолов
Директор Корпорации «Органик» (Экологическое хозяйство «Спартак», бренд «Это лето», магазин «Био-маркет» и пр.) Денис Прасолов пришел в компанию в начале 2014 года. Ранее Денис Прасолов занимал руководящие позиции в компаниях агропромышленного сектора. Имеет юридическое и экономическое образование, ученую степень, периодически читает лекции в бизнес-школах.
Татьяна Лебедева, (LookBio): Вы пришли в Корпорацию «Органик» недавно. Стала ли для вас органика откровением?
Денис Прасолов: Так получилось, что эта работа, новое для меня дело стало очень созвучным моему внутреннему ощущению. Можно сказать, что я шел к этому последние 5-7 лет. За эти годы я серьезно пересмотрел свой образ жизни – полностью изменил питание, стал регулярно заниматься спортом. Толчком к серьезному повороту в сторону активного образа жизни стал сын, у которого была аллергия и другие неприятности со здоровьем – мы с женой вынуждены были полностью изменить диету, а потом, постепенно, и весь образ жизни. Сейчас у нас подросли два здоровых мужика – даже и не подумаешь, что у одного из них были какие-то проблемы. Но изменения, которые произошли со мной, в нашей семье, подтолкнули меня к тому, чтобы нести идею здорового образа жизни людям. Я активный борец с фастфудом, считаю, что год прожит зря, если мне не удалось хотя бы нескольких знакомых отвратить от Макдональдса. Как летчик, мысленно рисую звездочки на своем самолете за каждого, кого смог убедить в том, что фастфуд – это зло.
И сколько у Вас уже звездочек?
Ну знаете, тут недавно был в гостях у друзей, они мне с гордостью показывали холодильник, в котором только органика. На самом деле, то, что сначала воспринимается просто как игра, со временем входит в привычку. Практически все наши друзья, у которых есть дети, так или иначе консультируются со мной по вопросам питания.
Что, по-вашему, самое опасное в фастфуде?
Привычка. Привычка есть быстро, однообразно. Городской житель испытывает массу стрессов, в том числе, из-за нехватки времени. Чтобы успеть больше, урезается время, отведенное на прием пищи. Качество еды приносится в жертву скорости подачи (а точнее, разогрева). 15 минут – и ты набил себе желудок высококалорийной едой с синтезированным вкусом. Обманул свой мозг, по сути, на какой-то короткий период времени. Ты сыт, и, кажется, даже было вкусно. Расплата за такую экономию приходит позже. В виде времени, проведенного на больничном, в поликлиниках, в виде средств, потраченных на обследования и лекарства, в виде детского ожирения. Зайдите в любой бассейн, вы увидите там несчастных детей, мальчиков с ожирением по женскому типу, которых тренеры нещадно гоняют туда-сюда, чтобы сбросить вес. А в раздевалке их ждет мамочка, она уже купила наггетсы, вроде самое безвредное из возможного, казалось бы, диетический продукт. Вот только неизвестно, сколько эта курочка приняла за свою короткую жизнь гормонов роста, которые теперь стимулируют развитие молочных желез у ее сына и «фартучный» набор жира.
Думается, что про то, что фастфуд вреден все более-менее в курсе, но вот что касается органики, как вы думаете, насколько наши потребители, вернее, ваши потребители, которые приходят в «Био-маркет» и покупают молочные продукты «Это лето», понимают, что такое органика и насколько они вам доверяют?
Ситуация немножко двоякая. Во-первых, на рынке было и остается много недобропорядочных производителей, которые использовали термины «био» и «органик» просто как рекламный ход. В результате покупатель запутался и не понимает, что «био», что не «био». Все свалили в одну кучу: «био» , «органик», «эко», «натуральный» Эти приставки в названии продукта, по идее, должны свидетельствовать о некоем отличии в процессе производства. Здесь производители работают фактически как мифотворцы. «Натуральное» молоко: вам показывают мультики с лужайками, бабуль с кувшинами, ухоженные деревенские домики. И сознание городского жителя в тоске по природе принимает решение в пользу предлагаемого продукта. Покажите людям реальные крупные производственные мощности в деталях – и они массово начнут искать органическое молоко. И я уверен, что 90% населения не понимает сути органики. Многие не знают, что даже будучи выращенным в экологически чистом районе, продукт может содержать весь набор пестицидов и гербицидов. Конечно, просветительская работа очень важна, и это то, что мы, как производители, должны делать в первую очередь.
Важно объяснить, что органические продукты приносят пользу и каким образом они это делают. При этом очень приятно осознавать, что количество клиентов, которые разворачиваются в пользу органики, увеличивается каждый год. Мы это наблюдаем по количеству наших покупателей. Люди стали понимать, что заболевания и прочие неприятности со здоровьем часто связаны с тем, что они едят, чем чистят зубы и моют посуду, чем они стирают одежду детей и убирают дома. Мы видим, что у многих происходит этот поворот в сторону здорового потребления и образа жизни после зачатия, рождения ребенка. Люди хотят дать своим детям лучшее, и, естественным образом, они начинают с питания.
Но ведь органические продукты значительно дороже – стандартный аргумент, выдвигаемый против органики.
Во-первых, это не всегда так. У нас в ассортименте магазина есть товары, по схожей цене с обычными товарами, или незначительно дороже – на 10-15%.
И это тоже наша задача – донести до потребителя, почему этот товар дороже, почему мы ставим во главу угла чистоту продукта, а не себестоимость, урожайность и надои. Выращивание органики связано с исключительно с природными механизмами.
Вопреки существующим предубеждениям о дороговизне, органические продукты могут позволить себе многие: основная доля наших покупателей – это семьи с маленькими детьми со средним достатком.
Что вы сами едите и любите из своего ассортимента?
Мои личные фавориты из продуктов – творог, кефир, топленое молоко «Это Лето».
Молочные продукты «Это Лето» были первыми в России, сертифицированными как органические по европейским стандартам. Почему вы обратились за органик-сертификацией именно к швейцарской компании?
Во-первых, мы были пионерами в сертификации по европейским стандартам. И мы тоже учились. Нам нужна была компания с большим опытом с должной компетенцией, которая взяла бы на себя не только функции сертификации, но и могла бы консультировать по всем аспектам создания органического хозяйства. Bio.inspecta при всей своей строгости и принципиальности открыта к общению и ни разу не отказала нам в помощи – причем эта помощь предоставляется не в виде отписок каких-то, а в виде полноценных рекомендаций, советов. Они лояльны не только к нам, но и к России в целом.
Расскажите подробнее, как происходит общение с сертифицирующим органом? Приехали – проверили – выдали сертификат – и до следующей проверки?
Нет, мы с ними в постоянном контакте, они помогают нам конкретными рекомендациями. Например, нам надо найти составляющие для рациона животных – они могут подсказать у кого на рынке это есть.
Все наши документы, все накладные ими подвергаются тщательной проверке. И любое нововведение, любой шаг мы должны с ними согласовывать. Вот мы сейчас будем запускать сырное производство, они должны приехать заранее, осмотреть оборудование, помещение, оставить свои замечания. После того, как мы исправим все по их замечаниям, либо с условием их устранения, если замечания не являются основополагающими для получения сертификатов, мы получим сертификат, по которому сможем называть свои сыры органическими.
Но ведь можно было бы обратиться к российским сертификаторам?
Можно, но решение принималось в 2006 году. Если сейчас, спустя 8 лет, еще мы не знаем, когда и в каком виде будет принят закон об органической сертификации, то тогда все было еще более неопределенно.
Мы готовились сделать огромные инвестиции в бизнес с горизонтом окупаемости в 10-20 лет и нам все -таки было важно взвешивать риски – что будет с полученным российским сертификатом через два-три года, не придется ли нам перестраивать весь процесс и половину хозяйства из-за изменений в законодательстве или отношению чиновников, или судьбы конкретного сертификатора. А сертификат bio.inspecta с их тридцатилетней историей останется европейским сертификатом, признанным во всем мире. И важный момент, то о чем я уже говорил, нам были важны знания bio.inspecta, возможность перенимать опыт, исчисляемый десятилетями.
Но, конечно, мы понимаем всю сложность работы российских сертификаторов – мы с ними на одном сложном поле, и все вместе движем идею органики в России, прямо скажем, больше на альтруистичных основах.
Все-таки кому нужнее эта органическая сертификация – покупателю или производителю?
Какая рука важнее – левая или правая? Одна сторона производит продукт и должна опираться при этом на определенные стандарты и регламенты, а вторая – покупатель – его потребляет и должна быть уверена, что продукт безопасен.
Что для вас лично есть органика?
Для меня лично – некая ценность, которую я пропускаю через себя и хочу донести до людей. Лично мою жизнь здоровый образ жизни в общем и органика, в частности, изменили в корне.
Ведь органика, это, в том числе, и размеренность. Надо уметь брать паузу, чтобы осознать, осмыслить. Мы быстро едим на ходу, мы всю свою жизнь превратили в череду быстрых, зачастую, бездумных, поступков. Вот мы сейчас с вами проехали через эти красивейшие облака и почти их не заметили, но ведь завтра они не повторятся!
Есть ли у органики будущее в России?
Прежде всего, есть будущее есть у российской органики – у нас гигантская ресурсная база, много земель, которые подходят для органического производства. Россия – аграрная страна, мы должны это понимать – у нас огромное количество регионов с плодородной почвой. И движение в эту сторону уже происходит последние 3-5 лет: люди начинают заниматься фермерством, и, я уверен, мотивируют их в первую очередь, совсем не деньги. Фермерство может стать одной из главных движущих сил для органики. В рамках небольших семейных предприятий органическое хозяйство организовать даже проще, ведь органика начинается не с бумаги, она начинается здесь (прижимает руку к груди – прим. Т.Л.), с такого «Я хочу, потому что это изменит меня и окружающих!» Это связано с желанием свершения.
По моим ощущениям, в добрые помыслы предпринимателей у нас народ не особо верит.
Возьмите Чулпан – талантливейшая актриса, которая занимается своим фондом «Подари жизнь» и делает это замечательно. Некоторые считают, что она от этого получает какие-то прибыли – люди часто не верят в добрые, искренние мотивы других. Не верят в то, что есть люди, которых мотивируют не только деньги, но и желание сделать что-то прекрасное, настоящее.
Точно также, как невозможно заниматься благотворительность ради PR, так нельзя прийти в органику, чтобы исключительно эксплуатировать эту тему как тренд – ничего из этого не выйдет.
Лучше потихонечку и правильно, и без обмана. «О деньгах все забудут, а позор останется» – Фаина Раневская правильно сказала, и я ее целиком поддерживаю. В моем идеале – социальное созидание: ты должен заработать деньги через пользу кому-то – людям, природе. А деньги они, конечно, тоже важны, но они должны быть лишь мерилом результата твоего труда, не более.
Деньги как результат?
Не только. Я не завидую тем людям, которые не видят результата своего труда. А я вот бутылку взял в руки (берет бутылку с молоком – Т.Л.) – это результат! Построили коровник – это результат! Я вижу какие-то отзывы покупателей на сайте – «У вас здоровская сметана!» – это результат. Это такой драйв дает, что хочется еще работать и работать. Значит, что у нас получается, и хочется результат не только закрепить, но и усилить – сделать йогурт, 30% сметану, детскую линейку…
Тогда расскажите подробнее про планы на ближайшее будущее.
Мы планируем реорганизовать содержание наших животных в хозяйстве «Спартак». Все свое молоко стремимся продавать под брендом «Это лето» (сейчас, к сожалению, не весь объем молока удается продавать как органическое). Собираемся запустить 3-4 позиции йогуртов. Уже в этом году начнем производство органических мягких сыров – моцареллы, рикоты. У нас уже есть опытные партии моцареллы и рикоты, она оценена экспертами очень высоко относительно конкурентных продуктов. Сейчас мы будем их сертифицировать как органические, это даст нашим новым продуктам дополнительные преимущества на рынке.
А в среднесрочной перспективе?
В течение пяти лет мы планируем перевести все наши хозяйства на органическое производство. Намерены расширить производство органических овощей в Волоколамском районе. Уже в этом году мы начали тестировать плодовую тему. Запустили свой мед, и это будет органический мед.
Каковы основные сложности, стоящие у вас на пути?
Самая главная сложность для нас и, в целом, для органики в России – это неосведомленность потребителей. Столько нас с вами обманывали фейками, что мы устали, привыкли все время быть начеку, перестали верить в продуктовые новинки и передовые технологи. Но органика, по сути своей, – это не новинка и технологии – это возврат к исконным процессам.
У меня есть ощущение, что сейчас люди сосредоточены на том, чтобы купить хотя бы просто безвредные, безопасные продукты – а это уже негативный посыл, в то время как можно заботится о том, чтобы купить полезные продукты. И органические продукты действительно полезны. Мы формируем полезный навык – выбирать полезную картошку, полезное молоко. Нам еще идти к этому и идти. И мы только в начале пути. Но я уверен, что поведенческая линия, мотивация – уже начали меняться. Ведь очевидно, что мы стали осознаннее относится к себе, окружающей среде, своей роли человека в природе, в социуме. Мы стали сдавать батарейки, лампочки, думать о биоразлагамости отходов. Даже культура вождения изменилась!
В тот момент, когда просветительская работа будет вестить не только со стороны подвижников, но и со стороны государства (мы ждем и закон и ГОСТ и образовательную работу), изменения будут происходить значительно быстрее и внутри нас, и в социуме и в самоорганизации производителей.