Остаться в живых: экокосметика и бытовая химия
Рост гринвошинга, изменение на рынке экосертификации, сложности с поставкой импортного сырья, удорожание экопродукции – перечень тех проблем, с которыми столкнулись производители косметики и бытовой химии после 24 февраля. В Экологическом союзе задумались над тем, как помочь рынку преодолеть эти сложности и провели круглый стол «Как поддержать отрасль экологичной косметики и бытовой химии?».
Круглый стол поддержали Росса НИИБХ, Leko Style, журналы LookBio и «Сырье и упаковка», Ruhim.ru. Среди участников – производители косметики и бытовой химии.
Останется ли спрос на эко?
Сегмент экокосметики и бытовой химии в последние годы показывает устойчивый рост. По данным международного исследования Kantar 2022 года органичность/натуральность или экологичность продукта – важные параметры для потребителей косметики. Однако в кризис покупательское поведение меняется. Юлия Грачева, директор Экологического союза, обратила внимание участников встречи на свежее исследование компании GfK. Оно показывает, что экономия вышла в лидеры трендов потребительского поведения за февраль-март. Так, например, средства по уходу за лицом (кремы, маски) вошли в ТОП товаров, от которых потребители решили отказаться с началом “спецоперации”.
Качество продукции и состав по-прежнему остаются важными для потребителя и занимают второе и третье места соответственно. В том же исследовании отмечается возросшая тревожность покупателей, снижение эмоционального настроя, что тоже влияет на потребительскую активность: люди отмечают, что им стало труднее соблюдать диету, они чаще “заедают стресс”, оптимизируют свой бюджет, отдают больше предпочтения отечественным товарам и с тревогой следят за ценами и новостями.
«В условиях кризиса для покупателя становится важна опора на вечные ценности. Здоровая среда – это та ценность, которая может объединить бренд и покупателя. Экологическая повестка всегда актуальна и запрос на «эко» не уйдет. Поэтому эффективной стратегией маркетинга может стать предложение экопродукта», – считает Юлия Грачева.
Она отметила, что важно при этом быть максимально честными с потребителями. В условиях усиления конкуренции может стать еще больше гринвошинга – продуктов, которые не имеют оснований называться экологичными. Оградить бренд от гринвошинга поможет руководство UNEP по правильному позиционированию экопродукции. Согласно гайдлайну наиболее надёжный способ доказать экологичность – экосертификация.
Какие возможности есть в сфере сертификации?
С зарубежной экосертификацией стало сложнее. Отозвали уже выданные сертификаты FSC и «Северный лебедь», европейские органические сертификаторы пока что прекратили прием заявок от новых клиентов, но продолжают обслуживать старых.
Экологический союз предлагает производителям косметики и бытовой химии на экосертификацию по жизненному циклу «Листок жизни». Этим знаком отмечены бытовая химия BioMio, Synergetic, а также СТМ Gardenica сети «Магнит». А вот ниша косметики, соответствующей стандартам по жизненному циклу, в России свободна и может показать рост, – считает Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз».
«Как и органик-маркировки, сертификация по жизненному циклу гарантирует безопасность продукции для здоровья человека. Особое внимание уделяет заботе о планете – борьбе с изменением климата и загрязнением окружающей среды. В отличиe от органик и натуральной косметики, в системе оценки по жизненному циклу нет требований к происхождению компонентов, они могут быть животного, растительного или синтетического происхождения. При этом обязательное условие – отсутствие запрещенных характеристик у ингредиента. Между двумя системами есть точечные различия в стандартах и в процедуре оценки. Но в целом, если компания проходила проверку у органических сертификаторов, то может достаточно легко перестоится к работе в системе сертификации по жизненному циклу», – отмечает Евгения Кузнецова.
Доступность экосырья: что можно сделать
Снижение доступности импортного экологичного сырья – актуальнейшая проблема производителей. Одновременно существуют трудности с подтверждением качества и экологичности отечественного сырья. Экологический союз готов помочь в решении этого вопроса и предлагает производителям экспертизу сырья на соответствие экологическим требованиям.
Экосертифицировано не значит дорого
Экологический союз предлагает временные и постоянные меры поддержки, как для обладателей «Листка жизни», так и для компаний, заинтересованных в его получении. Они позволяют снизить затраты на сертификацию, а также учитывают перебои с сырьем, технологиями и иными ресурсами.
Помимо этого, Экологический союз разработал экостандарт для сертификации контрактных производств. Это позволит производителям и ритейлерам без труда найти площадку для изготовления экологичной продукции. За счет того, что производство уже имеет экомаркировку «Листок жизни», стоимость сертификации продукции будет существенно меньше, а процесс оценки будет проходить быстрее.
Материалы круглого стола
Презентации:
Экологичная косметика и бытовая химия: как работать с потребителем сегодня? Юлия Грачева, директор Экологического союза (PDF)
Экопродукция и вызовы сегодняшнего кризиса. Валерия Широкородова, руководитель товарного направления по косметическим активам, пигментам и красителям компании Leko Style (PDF)
Возможности для кооперации и инструменты Экологического союза. Евгения Кузнецова, руководитель органа по сертификации «Экологический союз» (PDF)