Рефилы в косметике: экологичное решение?

Когда речь заходит о повторном использовании упаковки, сразу вспоминаешь о напитках: вода, молоко…  Но рефилы – то есть заполнить старую упаковку новым содержимым – сейчас горячая тема в косметике.  LookBio и ekokosmetika.ru присмотрелись к тем брендам, что уже используют рефилы. Насколько это решение стоящее?

Рефилы бывают разными

Заменить содержимое 

Упаковка некоторых косметических продуктов (компактная пудра, тени) может прослужить и после того, как содержимое закончится. В таком случае вы можете послать опустевший контейнер производителю для рефила (так делают в немецком бренде Fair Square) или, действовать по принципу “сделай сам”: купи рефил и замени.  Бренды Benecos и ZAO Make-up  предлагают такие решения для теней и даже для помад (ZAO). Ненатуральный L’Occitane и некоторые другие предлагают паучи – жидкий продукт (гель для душа, к примеру), упакованный не в твердый пластик, а в мягкий дойпак. Полулитровый дойпак экономит до 83 % пластика в сравнении с двумя упаковками по 250 ml.

Дойпак: эко или не эко?

Экономия пластика – это главный аргумент в пользу дойпак-рефилов. Но насколько это решение может считаться экологичным там, где дойпаки не перерабатываются совсем, например, в России?

Здесь уместно анонсировать революционное решение рефилов, которое буквально на днях предложит рынку российский Synergetic: мягкая, но стоячая на полке бутылка рефила, которая экономит ровно половину пластика стандартной бутылки (маркировка 2, поэтому легко сдать в переработку).  Да, пока для бытовой химии, но лиха беда начало.

Станции рефила

В Германии косметические бренды уже вовсю экспериментируют с рефилом: Nivea, Weleda… И все равно – соблюдение санитарных норм – это большой вызов. Nivea разрешает перезаполнять свои бутылки только три раза, чтобы гарантировать качество продукта. Станция рефила Weleda в немецкой сети биомагазинов Alnatura предлагает наполнить свою бутылочку лишь двумя видами геля для душа и двумя видами масел для тела. Согласись, маловато в сравнении с ассортиментом бренда? И здесь мы сразу вспоминаем про место в магазинах: рефил-станции занимают места больше, чем продукт на полке, и если они не будут пользуются спросом у потребителей, то все законы ритейла вам в помощь – рефил-станции не принесут дохода и будут со временем удалены.

Рефил-станция Weleda в немецкой Alnatura

Здесь уместно сослаться на опыт тестовых рефил-станций бренда бытовой химии BioMio, которые поставили 16 станций в пяти городах России. С января по март рост продаж составил 14%, и BioMio говорит, что рост стал возможным благодаря “универсальной конструкции станции, которую можно адаптировать под любую точку – от маленького экомагазина до супермаркета”. Однако говорить о том, что рефил-станции пользуются большой популярностью у покупателей супермаркетов пока слишком рано.

А как же магазины без упаковки, спросите вы? Да, зеровейст магазины, куда люди осознанно приходят со своим контейнером, – самое очевидное место для рефил-станций. Однако и в этом случае мы видим три проблемы: 

  1. тара, в которой жидкий продукт привозится в магазин для разлива в рефил-станцию тоже пластиковая. И далеко не всегда многоразовая. Учитывая плотность пластика, необходимого для канистр больших объемов (3-5 литра), сказать, что рефил-станция – это история пластик-фри, не получится. 
  2. проблема гигиены, которую обозначают все производители косметики. Если ваша тара будет недостаточно чиста для геля для стирки, это ерунда. Но вот если бактерия из вашей бутылки прокрадется в ваш шампунь или средство для умывания, то здесь у вас (и у производителя тоже) могут начаться большие проблемы.
  3. магазины без упаковки до сих пор очень нишевая история. И вряд ли в ближайшие несколько лет она сможет стать массовой, а значит рефил-станции останутся в меньшинстве.
Станция рефила Nivea с магазине DM в Гамбурге

И тем не менее, рефилы – это интересный путь для продолжения экспериментов со стороны производителя и экспериментов над нашим потребительским поведением. Готовы ли мы как в старые добрые времена ходить в магазин с пустой баночкой для сметаны? А вы?

Выводы

  • рефилы могут стать хорошим вкладом в зеровейст-потребление
  • рефилы – это возможность уменьшить количество мусора и сэкономить деньги
  • покупая какие-то рефилы, удостоверьтесь, что сам продукт экологичен для окружающей среды
  • не ведитесь на попытки мультинациональных гигантов представить свой обычный продукт в более экологичном свете с помощью рефилов
  • используйте больше многофункциональных продуктов (2-в-1), чтобы уменьшить количество упаковки в вашей ванной.
Оставить комментарий