Сенсорный сад для детского развития

В прошлой статье создательница проекта “Сад в городе” Катерина Никитана рассказала о том, что такое сенсорный сад и как устроить его своими руками. Сегодня Катерина вместе с психологом Александрой Стариковой поведуют о том, каким образом и при каких нарушениях сенсорный сад может помочь детям.

sensorny sad dlya detei 1

Сенсорный сад – отличный инструмент для детского психолога. Для чего он нужен? Можно просто пустить ребенка поиграть с галькой, а самому отдохнуть. А можно и поработать с проблемами ребенка.

Первые, кому может помочь сенсорный сад, это дети с нарушениями сенсорной интеграции.

У человека есть сенсорные системы. Их много и им хорошо бы работать согласованно. Глазами мы видим, куда делаем шаг. Благодаря хорошо работающему вестибулярному аппарату, определяем, как расположены в пространстве. Кожей и нательными волосками чувствуем, каким колючим пледом нас угораздило укрыться, пробуем температуру воды в ванной.

У некоторых людей с особенностями развития сенсорные системы работают неправильно или не работают вовсе. Из-за этого человек не воспринимает цельную картинку мира. При легких дисфункциях сенсорной интеграции  у ребенка есть проблемы с саморегуляцией, а если нарушения серьезные, тогда это тяжелые нарушения когнитивных функций.

При этом потребность в получении информации о мире никуда не пропадает, и у детей, страдающих сенсорной дезинтеграцией, проявляется сенсорный голод. Они постоянно пытаются попробовать все окружающие предметы на зуб, могут полчаса напролет пересыпать песок из ведерка в ведерко, вертеться вокруг своей оси, вскакивать с места, посидев всего 5 минут, кусать пальцы или губы.

В сенсорном саду мы даем таким детям недостающую их телу информацию в максимально концентрированном виде — дети не должны оставаться голодными.

sensorny sad dlya detei 2

 

Развитие сенсорной обработки

При регулярной интенсивной нагрузке сенсорных систем ребенка происходит их развитие и компенсация. Образуются новые нейронные связи, которые дают толчок к качественному скачку в развитии нервной системы.

Чтобы занятия в сенсорном саду принесли пользу, соблюдайте несколько принципов:

  1. Следование за потребностями и интересами ребенка (внимательно наблюдать, что нравится ребенку, работа с каким материалом приносит удовольствие и расширять взаимодействие с ним).
  2. Давать свободу во взаимодействии с материалами, давать возможность ребенку просто быть с ними или в них.
  3. Упражнения задают рамки работы с материалом, внутри которых ребенок может проявлять инициативу.
  4. Упражнения могут длиться столько, сколько захочет ребенок (некоторые дети могут «залипать» на определенном материале).
  5. Наиболее привлекательные для ребенка упражнения могут повторяться в каждом занятии.
  6. Оговаривать правила работы с материалом. Правил должно быть немного (если ребенок имеет трудности с восприятием и принятием правил, то мы сразу создаем условия из подходящих ему материалов, и взрослый страхует его).
  7. Начинать и заканчивать занятие нужно ритуалом (сенсорный ввод).
  8. Если ребенок не может сам выполнить задание, мы выполняем сначала это задание сами, потом руками ребенка.
  9. Занятия могут продолжаться от 15 до 30 минут.

sensorny sad dlya detei 3

 

Упражнения с сенсорным материалом

Эти примеры игр для развития сенсорной интеграции дадут старт вашей фантазии.

«Каменный человек»

Кладем ребенка на солому спиной. На ребенка кладем 2−3 камня большой гальки. Перекладываем их в случайном порядке на руки, плечи, ноги, живот, лоб, нос. Можем слегка придавливать их, чтобы ребенок чувствовал тяжесть. Задача ребенка указывать, где камни, и не ронять их.

«Главный сортировщик»

Ребенку предлагается с закрытыми глазами перебирать смешанную вместе мелкую и крупную гальку и сортировать ее по размеру.

«Короед»

Ребенок ищет в песке закопанную там ранее кору.

sensorny sad dlya detei 4

 

Польза от занятий

При регулярных занятиях, направленных на сенсорную интеграцию, можно увидеть следующие изменения:

  • Снижение сенсорного поиска. Ребенок реже бессмысленно ходит в пространстве и пробует все трогать. Меньше бегает кругами.
  • Снижение полевого поведения. Ребенок начинает дольше задерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на другие.
  • Улучшение координации, снижение проявления моторной неловкости. Ребенок лучше координирует свои движения, лучше чувствует свое тело в пространстве, меньше спотыкается и бьется об углы.
  • Снижение количества дезадаптивных ответов на внешние стимулы. Ребенок более спокойно реагирует на внешние сигналы, которые раньше вызывали закрывание руками ушей, зажмуривания, крики.
  • Развитие новых навыков и улучшение обучения. В связи с тем, что ребенок лучше обрабатывает входящую информацию и этот процесс становится более автоматическим, он может фокусироваться на общении, требованиях, правилах, своих действиях.

 sensorny sad dlya detei 5

Кроме этого песок, галька, солома, кора — все это отличное поле для игровой деятельности, включающей в себя все уровни развития игры: от предметно-манипулятивной до сюжетно-ролевой. Само взаимодействие с этими сенсорными материалами несет в себе психотерапевтический эффект.

При психотерапевтической работе с детьми без серьезных нарушений сенсорных систем, сад можно использовать как пространство для игровой психотерапии. Во время проигрывания различных важных для ребенка сюжетов в игре происходит их переосмысление, разрешение конфликтов, проживания важных эмоций.

Все эти направления работы можно реализовать, используя сенсорный сад как основу для развивающих игр.

В зависимости от того, с какими особенностями приходит ребенок, можно по-разному организовывать занятия. Выбор стратегии зависит от возможностей ребенка, его сильных и слабых сторон, от того, какую задачу ставит перед собой педагог.

 

Авторы:

Катерина Никитина, идеолог и руководитель проекта “САД В ГОРОДЕ”,

Модульно-сенсорный сад-конструктор под ключ, программы терапевтической работы в сенсорном саду, консультации по вопросам устройства сенсорного сада. FB группа: http://www.facebook.com/sadvgorode/

Александра Старикова, практикующий психолог, DIR-терапевт, специалист по работе с детьми с РАС, преподаватель Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

Фотографии предоставлены проектом “САД В ГОРОДЕ”

 

Оставить комментарий