Сенсорный сад для детского развития
В прошлой статье создательница проекта “Сад в городе” Катерина Никитана рассказала о том, что такое сенсорный сад и как устроить его своими руками. Сегодня Катерина вместе с психологом Александрой Стариковой поведуют о том, каким образом и при каких нарушениях сенсорный сад может помочь детям.
Сенсорный сад – отличный инструмент для детского психолога. Для чего он нужен? Можно просто пустить ребенка поиграть с галькой, а самому отдохнуть. А можно и поработать с проблемами ребенка.
Первые, кому может помочь сенсорный сад, это дети с нарушениями сенсорной интеграции.
У человека есть сенсорные системы. Их много и им хорошо бы работать согласованно. Глазами мы видим, куда делаем шаг. Благодаря хорошо работающему вестибулярному аппарату, определяем, как расположены в пространстве. Кожей и нательными волосками чувствуем, каким колючим пледом нас угораздило укрыться, пробуем температуру воды в ванной.
У некоторых людей с особенностями развития сенсорные системы работают неправильно или не работают вовсе. Из-за этого человек не воспринимает цельную картинку мира. При легких дисфункциях сенсорной интеграции у ребенка есть проблемы с саморегуляцией, а если нарушения серьезные, тогда это тяжелые нарушения когнитивных функций.
При этом потребность в получении информации о мире никуда не пропадает, и у детей, страдающих сенсорной дезинтеграцией, проявляется сенсорный голод. Они постоянно пытаются попробовать все окружающие предметы на зуб, могут полчаса напролет пересыпать песок из ведерка в ведерко, вертеться вокруг своей оси, вскакивать с места, посидев всего 5 минут, кусать пальцы или губы.
В сенсорном саду мы даем таким детям недостающую их телу информацию в максимально концентрированном виде — дети не должны оставаться голодными.
Развитие сенсорной обработки
При регулярной интенсивной нагрузке сенсорных систем ребенка происходит их развитие и компенсация. Образуются новые нейронные связи, которые дают толчок к качественному скачку в развитии нервной системы.
Чтобы занятия в сенсорном саду принесли пользу, соблюдайте несколько принципов:
- Следование за потребностями и интересами ребенка (внимательно наблюдать, что нравится ребенку, работа с каким материалом приносит удовольствие и расширять взаимодействие с ним).
- Давать свободу во взаимодействии с материалами, давать возможность ребенку просто быть с ними или в них.
- Упражнения задают рамки работы с материалом, внутри которых ребенок может проявлять инициативу.
- Упражнения могут длиться столько, сколько захочет ребенок (некоторые дети могут «залипать» на определенном материале).
- Наиболее привлекательные для ребенка упражнения могут повторяться в каждом занятии.
- Оговаривать правила работы с материалом. Правил должно быть немного (если ребенок имеет трудности с восприятием и принятием правил, то мы сразу создаем условия из подходящих ему материалов, и взрослый страхует его).
- Начинать и заканчивать занятие нужно ритуалом (сенсорный ввод).
- Если ребенок не может сам выполнить задание, мы выполняем сначала это задание сами, потом руками ребенка.
- Занятия могут продолжаться от 15 до 30 минут.
Упражнения с сенсорным материалом
Эти примеры игр для развития сенсорной интеграции дадут старт вашей фантазии.
«Каменный человек»
Кладем ребенка на солому спиной. На ребенка кладем 2−3 камня большой гальки. Перекладываем их в случайном порядке на руки, плечи, ноги, живот, лоб, нос. Можем слегка придавливать их, чтобы ребенок чувствовал тяжесть. Задача ребенка указывать, где камни, и не ронять их.
«Главный сортировщик»
Ребенку предлагается с закрытыми глазами перебирать смешанную вместе мелкую и крупную гальку и сортировать ее по размеру.
«Короед»
Ребенок ищет в песке закопанную там ранее кору.
Польза от занятий
При регулярных занятиях, направленных на сенсорную интеграцию, можно увидеть следующие изменения:
- Снижение сенсорного поиска. Ребенок реже бессмысленно ходит в пространстве и пробует все трогать. Меньше бегает кругами.
- Снижение полевого поведения. Ребенок начинает дольше задерживать внимание на одном предмете, не отвлекаясь на другие.
- Улучшение координации, снижение проявления моторной неловкости. Ребенок лучше координирует свои движения, лучше чувствует свое тело в пространстве, меньше спотыкается и бьется об углы.
- Снижение количества дезадаптивных ответов на внешние стимулы. Ребенок более спокойно реагирует на внешние сигналы, которые раньше вызывали закрывание руками ушей, зажмуривания, крики.
- Развитие новых навыков и улучшение обучения. В связи с тем, что ребенок лучше обрабатывает входящую информацию и этот процесс становится более автоматическим, он может фокусироваться на общении, требованиях, правилах, своих действиях.
Кроме этого песок, галька, солома, кора — все это отличное поле для игровой деятельности, включающей в себя все уровни развития игры: от предметно-манипулятивной до сюжетно-ролевой. Само взаимодействие с этими сенсорными материалами несет в себе психотерапевтический эффект.
При психотерапевтической работе с детьми без серьезных нарушений сенсорных систем, сад можно использовать как пространство для игровой психотерапии. Во время проигрывания различных важных для ребенка сюжетов в игре происходит их переосмысление, разрешение конфликтов, проживания важных эмоций.
Все эти направления работы можно реализовать, используя сенсорный сад как основу для развивающих игр.
В зависимости от того, с какими особенностями приходит ребенок, можно по-разному организовывать занятия. Выбор стратегии зависит от возможностей ребенка, его сильных и слабых сторон, от того, какую задачу ставит перед собой педагог.
Авторы:
Катерина Никитина, идеолог и руководитель проекта “САД В ГОРОДЕ”,
Модульно-сенсорный сад-конструктор под ключ, программы терапевтической работы в сенсорном саду, консультации по вопросам устройства сенсорного сада. FB группа: http://www.facebook.com/sadvgorode/
Александра Старикова, практикующий психолог, DIR-терапевт, специалист по работе с детьми с РАС, преподаватель Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.
Фотографии предоставлены проектом “САД В ГОРОДЕ”