Фандоматы: теперь в Москве!

Варя Валовиль 02 августа 2019
Варя Валовиль

Совершенно привычная для Европы вещь – фандоматы по сбору вторичной тары, но до Москвы инновация дошла буквально на днях, но надолго может не задержаться. Почему читайте в материале LookBio.

fandomany avtomaty dlya sbora plastika v pyaterochke i perekrestke

Фандоматы – это аппараты по сбору пластиковых бутылок и алюминиевых банок для их дальнейшей переработки. Действительно, в Германии это привычная вещь: кладешь бутылку в специальное окошко, и автомат выдает тебе 0,25€. Это не деньги из воздуха, а возвратный залог на тару: если посмотреть после покупки в чек из немецкого магазина, можно увидеть, что за каждую пластиковую бутылку вы дополнительно заплатили 0,25€ сверх стоимости самого напитка, а за каждую стеклянную –0,08€. Фандоматы в Германии нужны для того, чтобы вернуть эти деньги, или можно не запрашивать у фандомата монетки, пожертвовав их.

С помощью фандоматов в Германии собирают от 80 до 98% всей используемой тары. А что же в России? 

Когда-то в Москве стояли фандоматы по приему пластиковых бутылок, но практика сортировки вторсырья на тот момент была не развита, поэтому пользы от фандоматов не было. Люди сдавали грязные бутылки (тару необходимо мыть перед сдачей), пытались сдать стекло, которое автомат не принимал. В итоге машины ломались, а их ремонт стоил дорого: затраты не были сопоставимы с пользой. В 2011 году фандоматы с улиц Москвы убрали в связи с банкротством оператора, и на этом их история в России могла бы закончится.

Компания X5 Retail Group решила с новыми силами взяться за фандоматы и создала пилотный проект установки 20 фандоматов в Москве – 10 в магазинах “Пятёрочка”, 7 в магазинах “Перекрёсток” и 3 в магазинах “Карусель”.

Фандоматы в “Пятёрочке” спонсируется Coca-Cola Compаny, они принимают пластиковые бутылки и алюминиевые банки, а взамен выдают купон на скидку 15% на продукцию компании: напитки Coca-Cola, Fanta, Sprite и вода BonAqua.

Фандоматы в магазинах  “Перекрёсток” и “Карусель” спонсируются компанией Unilever и принимают пластиковую упаковку с маркировкой 1-PET и 2-HDPE. Взамен выдается купон на скидку 10% на продукцию Domestos, CIF, Glorix.

Всё полученное вторсырье отправляется на мусороперерабатывающий завод “Экотехнологии” в Твери, где обретает вторую жизнь. Из вторичного пластика могут сделать новые бутылки, строительную стрейч-ленту, дорожное покрытие и др.

Конечно, везде можно найти минусы, и в социальных сетях уже посыпались возмущения, что скидка дается на продукцию Coca-Cola, а продукция этого бренда не имеет отношения к экологии, так еще и в пластике продаётся. Хочется вспомнить выражение: “кто девушку ужинает, тот её и танцует”, то есть, кто фандоматы спонсирует, тот продажи и получает. Как по мне – всё логично. Конечно, хочется, чтобы после сдачи одной бутылки можно было получить чек на скидку 50% на всю продукцию магазина (а лучше вообще бесплатно!), но так не бывает в реальном мире. К тому же, скидка распространяется не только на напитки Coca-Cola, но и на всю продукцию компании, а это в том числе и вода BonAqua. К тому же, никто не заставляет вас реализовывать скидку, можно просто сдать бутылку, а чек не брать.

 

Помимо “вечнонедовольных” людей, с фандоматами возникает много других проблем

Во-первых, фандомат приспособление недешёвое, его стоимость доходит до 450 000 рублей, а ещё установка – ремонт – обслуживание. Так что это большая радость, что Coca-Cola Company и Unilever согласились профинансировать проект, поэтому-то и скидка на продукцию именно этих брендов. Еще неизвестно окупятся ли затраты на фандоматы, как часто нужно будет их обслуживать и ремонтировать.

Благотворительность – это хорошо, но принцип устойчивого развития состоит в том, чтобы “зелёные” инициативы существовали не только сегодня, но и завтра. Если сегодня фандоматы не найдут отклика у покупателей и компании будут терпеть убытки, то завтра эти компании не смогут устанавливать фандоматы.

Во-вторых, на данный момент фандоматы никак не закреплены в законодательстве, сейчас они стоят в магазинах “Пятёрочка” и “Перекрёсток” под видом временной акции, которая закончится 30 сентября. В случае успешного “пилота” – X5 Retail Group соберёт документацию и направится с ней напрямую к властям с целью узаконивания этих машин и установки их в большем количестве магазинов. 

Если всё получится, и фандоматы приживутся, то может в будущем будет предоставляться скидка на больший ассортимент товаров. Но важнее то, что будет больше пунктов приёма вторичного пластика.

Помочь проекту просто: сдавайте в фандоматы вторсырьё и рассказывайте про них своим знакомым, особенно тем, кто живёт рядом с магазинами, участвующими в акции.  Проект действительно заслуживает внимания и мне, как журналисту и экоактивисту, хочется, чтобы он развивался. Давайте покажем, что мы заинтересованы? 

 

 

Фандоматы установлены в магазинах “Пятёрочка” по следующим адресам:

  • г.Красногорск, Коммунальн.зона Красногорск-Митино, 3
  • г.Москва, 2-й Донской пр-д, 10
  • г.Москва, Привольная ул., 70 к.1
  • г.Москва, 6-я Радиальная ул., 62 стр.5
  • г.Москва, Керамический пр-д, 59А
  • г. Москва, Алма-Атинская ул, 8
  • г.Москва, Генерала Белова ул., 20
  • г.Москва, Зеленоградская ул, 31 к.2
  • г.Москва, Рижский пр-д, 8/11

г.Москва, Шарикоподшипниковская ул, 11 стр.5

Фандоматы в магазинах “Перекрёсток”:

  • Москва, Андропова, 8
  • Москва, Гарибальди ул., 23
  • Москва, ул. Маршала Бирюзова, д. 32
  • Москва, Кутузовский пр-кт, д.88
  • Москва Осенний бульвар д. 12 к 1
  • Москва, ул. Раменки, д. 3
  • Москва, ул. Старокачаловская, д. 1 Б

 

Фандоматы в магазинах “Карусель”:

  • М-9 Балтия, 26-й километр, 1
  • Симферопольское ш., 20А, стр. 1, Подольск (Щербинка)
  • Краснодарская ул., 2, Домодедово

 

Подробнее об акции – здесь (Пятерочка и Coca-Cola) и здесь (Перекресток-Карусель и Unilever) 

Оставить комментарий


Cattier: 50 оттенков глины