Алексей Костин: производители биопродукции придут к кооперации
В рамках выставки «ПродЭкспо-2014», проходящей с 10 по 14 февраля 2014 года, состоялась конференция «Формирование рынка органической (био) продукции. Российский и зарубежный опыт». К сожалению, мы не смогли присутствовать на данном мероприятии – тем более мы были рады получить материал от компании «АгриВолга» (член Национального органического союза), посвященную выступлению председателя совета директоров компании «АгриВолга» (ТМ «Углече поле») Алексея Костина на мероприятии.
Россия обладает уникальными преимуществами в развитии рынка органических продуктов и имеет хорошие шансы воспользоваться ими.
По словам Алексея Костина, в весеннюю сессию в Госдуму будет внесен законопроект, регулирующий производство и сбыт органической сельскохозяйственной продукции, и его принятие даст импульс развитию всего рынка.
«Производителей органики становится больше с каждым годом. Но нет сопутствующих рынков, и это очень большая проблема для нас, – заявил он. – На Западе фермеру, решившему, к примеру, разводить органическим способом птицу, достаточно пройти сертификацию и начать работать на собственном подворье. У нас, помимо того, что и законодательно не сформулировано, что такое «органический способ», сложности возникают ото всюду. Не купить органические корма – значит, придется и пахать, и сажать, и обрабатывать, и хранить те же корма самостоятельно. И маленькая органическая ферма превращается, таким образом, в большое предприятие, требующее инвестиций в миллионы рублей».
Органическим сельхозпроизводителям требуется парк техники и гораздо больше земли, замечает Алексей Костин, и в результате фермеры продают так называемую «фермерскую продукцию», тогда как массовый переход к органическому производству сегодня невозможен. Конверсия требуется не только для земли, которую нужно подготовить для органического земледелия, но и для животных. Органическим может стать лишь потомство стада, и на это требуется от трех лет.
Есть любопытные нюансы: «Мы развиваем свою, ярославскую породу коров, несмотря на то, что она дает молока вдвое меньше той же голштинской, – рассказывает Алексей Костин. – Зато у «местных» коров лучше резистентность, сопротивляемость воздействию местных инфекций. И в итоге мы можем ограничиться лишь перечнем обязательных по закону прививок, а дальше корова будет спокойно жить в привычной среде».
По мнению Алексея Костина, производители органической продукции неизбежно придут к кооперации. «Свои средства производства – это одно, – поясняет он, – но ведь есть и объективные, к примеру, климатические условия. До 70% рациона на птичьем подворье составляет кукуруза, но я не могу вырастить ее у себя в Ярославской области, а южные хозяйства – могут. Кооперация должна возникнуть на всех производственных этапах, в том числе и на последнем – органической переработки уже готовой продукции. По этому пути и пойдет развитие российской органики».
Уже сейчас самые крупные производители органики объединились в Национальный союз производителей и потребителей органической продукции (Национальный органический союз). Их цель заключается в популяризации органического сельского хозяйства, а также в содействии законодательного урегулирования производства органических продуктов.
Алексей Костин считает, что одновременное существование рынков ГМО и органических культур возможно, что убедительно доказано опытом США, где и тот и другой рынки – крупнейшие в мире, и вполне бесконфликтно сосуществующие. Однако в России, где рынок долгое время был закрыт для ГМО, лучше было бы сохранить статус-кво и долгосрочное преимущество.
«Скоро, – полагает он, – мы пройдем тот путь, что уже прошла Европа. Специализированные магазины, продающие органические продукты, уже существуют, например, наш «Органик маркет», где помимо собственного бренда «Углече Поле» большую часть занимают западные товары, в основном европейские и американские. Интерес, спрос на эту продукцию растет, и крупные торговые сети тоже начинают реагировать. Этот путь – наиболее перспективен: потребители предпочитают отечественные органические продукты, и их появление сперва на полках, а затем и на целых стендах в крупных сетях неизбежно приведет к успеху».