Мой “зеленый” бизнес: украшения из битой посуды
LookBio рассказывает истории, которые помогают найти себя и сделать мир лучше. В этом материале вы познакомитесь с жительницей Санкт-Петербурга, ученым, любительницей фарфора и украшений Дианой Кикнадзе. Она нашла способ, как сделать из битой посуды украшения и предметы интерьера, который теперь из увлечения превратился в бизнес под названием “РеФарформа”.
Грузия, языки и проза жизни
Я родилась и выросла в Грузии, в Тбилиси. Приехала в Петербург, чтобы продолжить обучение в аспирантуре. Я востоковед, японист, преподаватель языков.
Диссертация давалась мне очень непросто, я много работала, писала ночами, переживала, уставала. В какой-то момент я остро ощутила необходимость найти новое занятие, чтобы переключиться, разгрузить голову. Мытьё посуды или какая-то работа по-хозяйству уже не спасала, как раньше. Нужно было что-то полярно иное, тяжёлое и сложное.
Как нашлась идея?
Мозаика из разбитой фарфоровой посуды – меня зацепила эта идея, которую я случайно увидела на американском сайте etsy.com. Я нежно люблю фарфор, коллекционирую его, изучаю историю производства разных заводов, это страсть от мамы.
Конечно же, я сталкивалась с тем, что любимая посуда приходит в негодность и путь ей, как мне раньше казалось, только в мусорную корзину, я расстраивалась. Поэтому идея работы с разбитой посудой чрезвычайно увлекла меня, я поняла каким образом можно вдохнуть второе дыхание в осколки.
Я никогда не была рукодельницей, и при мысли о работе с фарфором я терялась, даже не представляя, чем его резать, обрабатывать.
Дома я нашла некоторое количество треснувшей, битой посуды. Помогли друзья и знакомые, предоставив мне ещё материала. Всех удивил мой внезапный интерес к бесполезным, казалось бы, осколкам и черепкам, но я была счастлива и набрала неплохую коллекцию разнообразных тарелочек и чашек.
Розочку можно убить
Начался период экспериментов. Я вдохновлялась работами западных мастеров и выкладывала панно, рамки, ключницы, горшки для цветов, всё, что можно покрыть мозаикой. Разумеется у меня не было никакого необходимого инструментария. Я била посуду молотком. Нацелившись, например, на красивую розочку, я её убивала, потому что центр тяжести падал именно на неё, она вся крошилась. Я не состояла ни в каких рукодельных сообществах и отчего-то мне не пришло в голову изучить, есть ли в доступности мастера, которые работают в подобном направлении, проконсультироваться с ними.
Случайно я увидела группу, посвящённую мозаике. Изучив её, я поняла , что существует специальный инвентарь. Щипцы, которыми можно аккуратно резать стеклянную мозаику. А что если не стеклянную, а, например, фарфор? – подумала я. Проконсультировавшись, я получила заветный инструмент, которым пользуюсь и по сей день. Стало возможным аккуратно резать,сохранять рисунок, добиваться более мелких деталей и это напрямую отразилось на качестве.
У меня не было учителей, однако я купила книгу «Мозаика своими руками», американского авторства, которая ответила на многие мои вопросы, показала существующие приёмы, техники и методы. Разумеется, я очень часто покупала не то, что надо, ошибалась с клеем, затирками, но постепенно я освоила всю эту лексику, полюбила строительные гипермаркеты.
Первые продажи и новая идея
Года два я занималась мозаикой, дарила исключительно знакомым, друзьям. Постепенно появились заказы и я осмелилась прийти к той мысли, что мои работы можно продавать.
Вместе с этим, меня не оставляла мысль о изготовлении украшений. Иногда попадались такие красивые фрагменты, что они буквально просились на брошку, серьги!
Идея изготовления украшений из осколков посуды совсем не моя. Она зародилась в 18 веке, в Европе. Китайцы держали в тайне секрет фарфора, экспортировали свои изделия в Европу за огромные суммы. Сервизы и вазы плыли в Европу на кораблях, разбивались в пути и поскольку стоили больших денег, то продавались потом даже в битом виде. Ювелиры обрамляли серебром и золотом красивые фрагменты и дамы впоследствии носили броши и перстни.
“Тиффани” без завтрака
Мой научный руководитель сделала мне замечательный подарок, подарив урок мастерства на выбор. Я заинтересовалась витражным мастер-классом. Посетив это занятие я познакомилась с техникой «тиффани» и поняла, что это именно то, что мне нужно. Это поможет мне делать украшения!
Стала пробовать, изучать материалы, опять-таки жестоко ошибалась с выбором ленты, паяльника, в интернете были редкие, разрозненные объяснения или я, возможно, не умела искать, не знала как и где.
Процесс был крайне медленным из-за отсутствия специальных станков. Шлифовку края, например, я делала алмазным маленьким надфилем, который похож на пилочку для ногтей. Всё это делалось в воде, пальцы болят, кожа сморщивается, продуктивность низкая, шов в итоге не очень ровный, пайка, соответственно, тоже. Сейчас, признаться, когда я смотрю на первые свои изделия, мне стыдно. Некоторые я переделала.
Материалы я тоже не знала толком где покупать, многие выбирала штучно, в розницу, что стоило гораздо больше.
Слишком дешево?!
Накопив некое количество работ я осмелилась выйти на свой первый дизайнерский маркет. Это был успех! Раскупили большую часть коллекции! Помню одну покупательницу, которая набрав целую ладошку украшений, ругала меня, что я продаю слишком дёшево, что такие работы должны стоить гораздо больше. С этого момента я поняла, что хобби перерастает в настоящее полноценное дело. Я увидела, что моя работа нравится людям и поверила в себя.
Бизнесом это стало тогда, когда я произвела серьёзные вложения в технику для моего ремесла. Была приобретена машина для резки фарфора, что позволило создавать невозможные ранее, тонкие формы. Появилась шлифовальная машина, что освободило массу времени и сберегло мои руки. Появилось вожделенное качество, красивая пайка, параллельно я нашла новую, хорошую фурнитуру. Я оборудовала себе мастерскую, наполняла страницы магазинчика в социальных сетях и специализированных площадках для hand-made изделий.
Что я об этом думаю
Мои работы в полной мере можно назвать экологичными. Во-первых, используется винтажный материал. Во-вторых, это настоящая вторая жизнь в новом прочтении для старого блюдца от сервиза вашей бабушки. Это память ушедших эпох — цвета, орнаменты, любимые мною клейма.
Возможно я отважусь на освоение ювелирных приёмов. Сейчас я стала употреблять в своих работах натуральный жемчуг, кораллы, старинные фарфоровые пуговицы из Чехословакии. Хочу, чтобы мои работы были не просто милыми, но концептуальными, дизайнерскими, уникальными.
Мой покупатель – женщина за 40 лет. Она состоялась в этой жизни, у неё непременно высшее образование, может быть свой бизнес, может какая-то интересная, полезная работа. Свой досуг она проводит в музеях, поездках, у неё хороший вкус. Носит она исключительно авторскую бижутерию, ищет её в небольших аутентичных лавках.
Если молоденькая девушка, то она – завсегдатай дизайнерских маркетов, где можно встретить оригинальную вещицу.
Я встречаю на улицах города людей в моих украшениях. Это очень приятно 🙂
Ряд заказов улетает в далёкие страны, иногда совсем экзотичные, например в город Альбукерке; государство Тринидад и Тобаго.