Создание Национального органического союза
28 мая 2013 состоялась пресс-конференция Национального органического союза, о создании которого было объявлено ранее. Союз образован ключевыми игроками на зарождающемся российском рынке органики: ГК “Агранта”, Сеть “Азбука вкуса”, ГК”Аривера”, копрорация “Органик”.
Событие примечательно еще и тем, что неделю назад Главный санитарный врач Геннадий Онищенко на «Невском экономическом форуме», среди прочего, заявил, что никакой «зеленой экономики» и «органических продуктов» не существует.
И вот, пожалуйста, перед прессой в лице четырех господ приятной наружности сидит целый Национальный органический союз. Сокращенно – НОС. Но НОСа как бы не существует. Его нет, как не существует ни «зеленой экономики» ни «органических продуктов». Прямо гоголевщина какая…
Так оно и есть, говорит Олег Мироненко (Корпорация «Органик»): «С точки зрения органического законодательства, которого не существует, г-н Онищенко прав: ни органического земледелия, ни органических продуктов не существует… Продукция, которая стоит на наших полках, даже российская, она сертифицирована иностранными сертификаторами. С точки зрения европейской – она органическая. С точки зрения российской – нет закона – нет органики. Поэтому одна из целей нашего Союза – именно вопрос законодательных инициатив».
«Для Онищенко действительно нет продуктов зеленых, для него все продукты либо хорошие либо плохие» – продолжает Сергей Коршунов, «Азбука Вкуса», ссылаясь на то, что Роспотребнадзор руководствуется исключительно ГОСТами и САНПИНами.
Создание законодательной базы, регулирующей органическое земледелие и потребление – одна из основных целей созданного Союза. Эко, био, органик – такие ярлыки к своему продукту сейчас может прилепить любой. Законодательно это не запрещено. Потребитель вводится в заблуждение, а производитель настоящей органики находится в заведомо несправедливых условиях:
«Довожу до вашего сведения: вся продукция, которая продается на территории РФ – экологически чистая (смех в зале)… Так написано в законе. Не может продаваться небезопасная в экологическом отношении продукция» – с улыбкой говорит Сергей Бачин, глава «Агранты».
Действительно, кому нужна «зеленая экономика» и «органические продукты», когда все кругом и так экологически чисто и безопасно? А тем не менее, спрос на органическую продукцию растет, и это подтверждают участники НОСа:
По словам Олега Мироненко, сейчас 45% покупателей в магазине «Био-Маркет» (корпорация «Органик») – это молодые семьи с маленькими детьми, со средним доходом. Вторая категория людей – это те, у кого есть проблемы со здоровьем; третья – те, кто ведет здоровый образ жизни. И только на последнем месте – богатые люди.
Ему вторит руководитель «Азбуки вкуса»: «Динамика роста (на органик-продукцию) в нашей сети фактически лавинообразна. Сейчас на полках – 98% – это импортная органика».
Растет спрос на органические фрукты и овощи, на скоропортящиеся продукты: молоко, мясо. И именно в этом сегменте НОС ожидает рост импортозамещения и намеревается способствовать росту отечественного органик-производства:
«Органическое производство – это свет в конце туннеля для большого количества маленьких и средних сельхозпроизводителей, потому что на сегодняшний момент спрос на эту продукцию, безусловно, превышает предложение» – заявляет Илья Калеткин, «Аривера»;
По его словам, у России – большие перспективы для развития органического сельского хозяйства: огромное количество пахотных земель, которые многие годы оставались непахаными, простите за каламбур, а значит почвы успели отдохнуть от пестицидов и гербицидов и готовы к органическому земледелию. Безусловно, у нас есть и минусы, добавляет Калеткин: «Крайне невысокая производительность труда по сравнению с Европой, включая Германию и Польшу».
Вот она, та самая поддержка отечественного производителя, о которой непрестанно пекутся коллеги г-на Онищенко по правительству:
«Органическая продукция – она имеет добавленную стоимость, поэтому для мелких отечественных производителей – это единственный шанс выжить. Тем самым они диверсифицируются от крупных агрохолдингов… Других шансов у них нет» – заявляет Сергей Коршунов.
Безусловно, у журналистов возник вопрос о «добавочной стоимости». Насколько дороже органика будет на полках магазинов, тем более, что сейчас ценники на «био», порою, зашкаливают?
Сейчас мы, в среднем, дороже на 40%, чем индустриальное производство» – отвечает Сергей Бачин (ТМ «Углече Поле»), но в будущем планируем снижать эту планку до 20%. По словам Ильи Калеткина, себестоимость органик-производства сильно зависима от культуры, к примеру, цена выращивания био-кукурузы абсолютно сопоставима с обычной кукурузой.
Журналисты требовали цифр: какой объем органик-рынка в России? Какие прогнозы? Каков объем органического земледелия? Члены НОСа давали расплывчатые ответы, очевидно, что статистики такой нет. Да и как может быть статистика того, чего не может быть? Вон в Европе, Северной Америке статистика есть: объем органик-рынка там составляет около 30 млрд. долларов, причем по отдельности.
«У нас вопрос идет, дай бог, о нескольких десятков миллионов долларов в год, возможно, сто миллионов . Но темпы роста этого рынка – это двузначное, а иногда и трехзначное число» – подытожил Сергей Бачин.
Остается надеяться, что сумасшедшие темпы роста заставят г-на Онищенко и его коллег повернуться лицом к «зеленой экономике» и «органическим продуктам», вывести их с «нелегального положения», обеспечив законодательной базой.
Мы даже не будем говорить сейчас о весомой государственной поддержке, которую получают органик-фермеры во всех развитых странах. До такого явного признания зеленой, органической экономике пока, кажется, далеко… Ведь даже журналисты профильных агро-изданий, присутствующие на пресс-конференции, судя по некоторым вопросам, были абсолютно не в теме. А главред «Агрохимического вестника» вообще усомнилась в возможности органического земледелия на селе и пригласила членов НОСа в Тимирязевскую Академию, то ли для учебы, то ли для передачи опыта…
«Ну, да! Один – физик, другой – оптик, третий – химик, кивая на спикеров НОСа, – шепнула мне тетенька из агро-издания: Что они понимают в сельском хозяйстве?» «Они – бизнесмены», – ответила я. Тетеньку ответ не впечатлил. А я подумала, что создатели НОСа – очень прозорливые бизнесмены. Они первые начали создавать то, чего не существует. И это несуществующее нечто не только пользуется растущим спросом, но и способно придать нашей стране с ее бескрайними лугами и полями новый вектор развития: зеленый, экологичный, современный. Ну а для начала хотя бы вывести органику с «нелегального положения» в правовое поле.
Справка о компаниях-создателях Национального органического союза:
- «Агранта» (Сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга», ТМ «Углече поле», сеть магазинов «Органик Маркет»)
- Розничная сеть «Азбука Вкуса»
- Группа компаний «Аривера» (импортер европейских биопродуктов и органической косметики, несколько сельзохпредприятий, растениеводство, мясо-молочное хозяйство, производство органических крупп (гречка, пшено), магазины «Биостория» и «Biozka»
- Корпорация «Органик» (Экологическое хозяйство «Спартак»: органические молочные продукты ТМ «Это лето», органические овощи, импортер биопродуктов, экологичной бытовой химии и биокосметики, магазин «Био-Маркет»