Репортаж: конференция «Экопродукция в ритейле и экологизация магазинов»
21 ноября 2014 года в рамках деловой программы 3-й международной выставки ЭкоГородЭкспо Осень 2014 состоялась конференция «Экопродукция в ритейле и экологизация магазинов». Представители производителей и дистрибьюторов, сертификаторов и независимых экспертов изложили свой взгляд на основные проблемы рынка и пути их решения, а заинтересованные слушатели согласно кивали и конспектировали.
На втором уровне большого выставочного зала Тишинки практически весь первый день выставки ЭкоГородЭкспо Осень 2014 шла конференция, посвященная важным вопросам развития экорынка в России в целом и экологизации магазинов в частности.
Конференция призвана объединенить участников рынка экопродукции и ритейла, дать ход обсуждению представленности экологичной продукции в национальном ритейле, а также способствовать разработке рекомендаций по экологизации ритейла и расширению ассортимента экотоваров.
Соорганизаторами конференции выступили Союз органического земледелия, Экобюро GREENS и FSC России. Модератором конференции был исполнительный директор Союза органического земледелия Яков Любоведский, который выступил первым, обявив регламент мероприятия и в общем обрисовав ситуацию на рынке органической продукции в России, ее основные сложности, перспективы и необходимые действия.
За ним слово взял председатель правления Национального органического союза Илья Калеткин, который рассказал про актуальные проблемы поставщиков биопродуктов при взаимодействии с ритейлом. Среди основных таких проблем Калеткин назвал тот факт, что условия сотрудничества, прописанные в договорах, в основном устанавливают сети, причем зачастую на невыгодных для дистрибьюторов условиях, в результате чего последние сегодня испытывают финансовые трудности. Например, штраф дистрибьютору за нерегулярность поставок в сеть может составлять до 100% от стоимости товара, что для поставщиков биопродуктов может стать большой проблемой.
Калеткин призвал производителей, поставщиков и ритейлеров гармонизировать, насколько возможно, свои отношения и вместе решать задачу донесения до потребителя качественных биопродуктов.
Марина Полтавцева, эксперт системы сертификации «Листок жизни» НП «Экологический союз», рассказала об экологизации магазинов и о сертификации «Листок Жизни». По словам Полтавцевой, самыми популярными экоинициативами российских ритейлеров являются экономия ресурсов (воды, электроэнергии), обращение с отходами и формирование собственно ассортимента биотоваров.
Также Полтавцева перечислила основные выгоды, которые магазины могут получить благодаря экологической сертификации или просто внедрению экоинициатив:
- до 30% экономия расходов на ресурсы (вода, электричество);
- привлечение новых покупателей и партнеров;
- повышение публицитного капитала компании, улучшение имиджа и т.д.
Эксперт Экобюро Greens и координатор проектов WWF Россия Ольга Пегова рассказала, как экологизация магазина поможет пережить кризис, и перечислила основные тренды в экологизации компаний:
- наличие собственной экологической политики;
- прохождение экологической сертификации и экологизация цепочки поставок и жизненного цикла товара;
- просвещение покупателей;
- «озеленение» офисов и торговых площадей с вовлечением сотрудников;
- участие в природоохранных проектах и содействие экологическим НКО.
Создатель и генеральный директор ООО “МиКо” Екатерина Матанцева, рассказавшая про то, как важно читать состав косметических средств, про то, как производители могут вводить в заблуждение потребителей и про важность просвещения, от которого растет рынок и выигрывают все его участники.
Екатерина также произнесла прекрасную фразу, готовую стать афоризмом: «Зарубежная неэкологичная упаковка – это не что иное, как увеличение количества мусора в России».
Также в рамках конференции выступил владелец и глава КФХ «Экоферма Коновалово» Александр Коновалов, который рассказал про новый формат сети экомагазинов – «фреш-маркет».
Директор по развитию «Профконсалт ИСМ» Денис Раевский говорил о важности сертификации в целом, а эксперт по натуральной косметике Елена Коваль рассказала об особенностях экологической сертификации во Франции, секрет успеха и независимости которой, по ее словам, отчасти заключается в расположении населенных пунктов, где новости одного из них сразу становятся общественным достоянием. Поэтому, по словам Елены, если бы французский сертификатор решил кого-то обмануть, все вокруг немедленно узнали бы об этом.
Из внепрограммного хочется отметить выступление Давида Явруяна, кандидата биологических наук и руководителя сертификации (СЭС) LavkaLavka. Он озвучил, помимо прочего, очень важную мысль, буквально сорвавшую аплодисменты в зале: в нашей стране на пути развития органической сертификации стоит проблема коррупции, которая подрывает основы доверия к сертификаторам и делает систему непредвзятой сертификации практически невозможной.
Еще одним незапланированным выступлением стал доклад Павла Абрамова, основателя компании “Черный хлеб”, который рассказал про то, как важно бороться с путаницей в головах у потребителей – путаницей в терминах, маркировках и том, какие товары вообще могут называться экологичными.
Павел озвучил идею создания единого графического изображения экомаркировки, а также выразил надежду, что разрабатывающийся сейчас федеральный закон об органическом земледелии урегулирует отрасль в целом.
Обещанного круглого стола, посвященного экологическим стандартам в ритейле, увы, не состоялось – то ли из-за недостаточного количества участников, то ли из-за несоблюдения временного регламента. А жаль, мы на него надеялись.
По окончании выступлений конференция продолжилась церемонией награждения победителей Премии «Гуд Вуд 2014» – производителей и магазинов с наиболее экологичным ассортиментом изделий из древесины.
В качестве резюме хотелось бы отметить, что, несмотря на огрехи в организации (несоблюдение временного регламента, отсутствие некоторых заявленных выступлений и круглого стола) и некоторые повторы в докладах, подобные конференции необходимы молодому российскому биорынку – они создают ощущение движения и развития и дают возможность ключевым игрокам пообщаться между собой в неформальной обстановке.