Единый стандарт для экологичной бытовой химии: Так гринвошинг не победим

Нужен ли единый стандарт для экологичной косметики и бытовой химии? На инициативу Минпромторга, обозначенную на совещании 20 апреля, отвечает Юлия Грачева, руководитель Экологического союза (система сертификации “Листок жизни”).

dav

Грачева считает, что государственный стандарт на экопродукцию вполне может быть создан, однако “наряду с другими добросовестными сертификациями, которые сегодня есть на рынке. Это позволит увеличить добросовестную конкуренцию в этой сфере”. Создатели маркировки “Листок жизни” уверены, что за пятнадцать лет существования они сумели доказать главное: саморегуляция отрасли вполне может быть успешной.

Действительно, оставим пока в стороне косметику и поговорим о бытовой химии. Кто, если не “Листок жизни” сумел своими многолетними стараниями создать в стране ситуацию, когда в каждом супермаркете покупатель может приобрести бытовую химию с экомаркировкой первого типа, составившими одну международную сеть GEN! Начиная с малого, Экологический союз много лет знакомил рынок с экологическими стандартами и принципами, продвигая их как в среде производителей, так и потребителей – через ритейлеров, инфлюенсеров и пр. В итоге мы видим, что все ключевые производители бытовой химии в стране: “Unilever”, “Procter & Gamble”, “Splat”, “Synergetic”, “Grass”, “Ступинский химический завод” – создали экосертифицированные линейки и/или продукты.

По сути, стараниями отдельных производителей (“Первое решение” (Organic People), Synergetic – оба прошли экосертификацию итальянской ICEA), теми, кто производит натуральную бытовую химию без сертификатов, а также деятельностью Экологического союза и всех участников отрасли, кого они сумели объединить под маркировкой “Листок жизни”, в стране реально заработал сегмент экологичной бытовой химии. И даже те заметные производители, которые начинали с гринвошинга, под влиянием развития института экомаркировки, оставили эту практику в прошлом. 

Что же, теперь им скажут: “Всем спасибо, все свободны?” Вот вам – единый ГОСТ и пользуйтесь? Словосочетание “единый стандарт”, которое не раз прозвучало на совещании в Минпромторге, намекает именно на это. “Единый стандарт” может означать монополию государства на определение, какая бытовая химия или косметика (а может, и краски для ремонта) является экологичной, натуральной или органической. 

Юлия Грачева считает, что решать проблему гринвошинга с помощью “монополии на эко” неэффективно: “снижение качества стандартов и проверки, рост недоверия среди покупателей и производителей, отсутствие гибкости стандарта для реагирования на вызовы рынка, отсутствие возможности для выделения производителей с более высокими экологическими характеристиками или работающих с разными экоаспектами. В итоге, экологические цели инструмента экомаркировки не будут достигнуты.”

Юлия Грачева, Экологический союз, Листок жизни

Здесь можно добавить, что процесс сертификации по ГОСТу зачастую непрозрачен, и вызывает вопросы у потребителей и профессионалов. Отсутствие работающего механизма общественного контроля за деятельностью органов сертификации вряд ли устроит ту часть потребителей, которые покупают экологичные товары осознанно и с большим знанием дела. В результате монополизации сегмента экосертификации бытовой химии мы можем столкнуться не просто с гринвошингом, а с узаконенным гринвошингом.

Но что же делать? Как победить гринвошинг? Для этого, считает Грачева, нужно принять ряд мер, включая запрет на “использование экологических заявлений без подтверждения третьей независимой стороной. И вместе с тем обеспечить контроль в рамках закона РФ “О защите прав потребителей” в части экологических заявлений (ответственности за введение потребителя в заблуждение – гринвошинг).”

То есть экозаявления на упаковке могут быть сделаны производителем только в случае подтверждения экологических преимуществ продукта с помощью сертификата, выданного независимым органом. Именно такие методы борьбы с гринвошингом сегодня внедряются в Евросоюзе, который оставляет конкуренцию между частными экостандартами. Конкуренция экомаркировок – это, в том числе, конкуренция прозрачности, уровня стандартов и репутации сертификаторов, а значит она идет на пользу развития рынка экологичных товаров.

Оставить комментарий