“Био”, “эко”, “биодинамический”: запрет на использование слов отодвинули на год
24 июля 2024 Госдума приняла во втором и сразу третьем чтении закон, который переносит введение запрета на использование слов “био”, “эко”, “зелёный”, “биодинамический” и пр. на продуктах питания без национальной органической сертификации на год. Вступление в силу этого запрета планировалось уже с сентября текущего года. Голосование 24 июля оттягивает срок вступления закона в силу до 1 сентября 2025 года.
Напомним, что закон, приравнивающий термины “биологический”, “экологический” (и их сокращения), “зелёный”, “экологически чистый” и даже “биодинамический” к термину “органический” был принят Госдумой в июле прошлого года. Согласно нему, продукт питания только с органическим сертификатом по ГОСТ 33980-2016 имеет право использовать один из этих терминов. Исключение составляют продукты, произведенные по техрегламенту, который допускает слово “био” (например, биойогурт), а также обозначающие цвет и степень созревания (зелёные помидоры).
С одной стороны, запрет на термины должен сократить количество гринвошинга среди российских производителей, сплошь и рядом использующих ласкающие слух потребителя слова без каких-либо на то оснований. С другой стороны, количество терминов, приравненных к “органик”, неоправданно широко. Наибольшие дискуссии вызывает слово “биодинамический”, обозначающее другой способ и стандарт сельского хозяйства, правила которого выходят далеко за рамки органического стандарта. В России успели прославиться биодинамические вина, производимые по технологиям, включая духовные и даже эзотерические практики. Кроме того, огульный запрет на слова усложняет положение импорта – тех же биодинамических вин со знаком Demeter, или, к примеру, продукции биодинамического кооператива Sekem из Египта, импортируемой в Россию.
Вступление запрета на слова в силу, запланированное на 1 сентября, переносится еще на год, а значит у импортеров, производителей и ретейлеров будет больше времени, чтобы обдумать использование терминов на упаковке продуктов, а также в маркетинге. Важно заметить, что этот закон, так же как и другие законы по органик, имеют отношение только к отрасли продуктов питания и не распространяются на текстиль, косметику или бытовую химию.