Медицина: холистическая, функциональная, интегративная, образовательная – в чем разница?
“Сходи к интегративному врачу”, “только холистическая медицина поможет…” Новое время принесло новые медицинские практики. За разъяснениями мы обратились к нашим коллегам – медиа при Университете образовательной медицины (УОМ). Они рассказывают о медицине понятным языком. Сами убедитесь:

В современном ЗОЖ-сегменте мы часто встречаем специалистов новых профессий — холистиков, функциональных врачей, терапевтов интегрального направления, специалистов образовательной медицины. Не всегда сразу понятно, кто эти люди, чем они занимаются и какие отличия есть между ними. Разбираемся в этих вопросах и в том, как за два тысячелетия эволюционировал подход к оздоровлению.
Холистическая медицина — бабушка
Суть холистической философии — в целостном взгляде на человека. Акцент делается на естественных, мягких методах оздоровления всего организма, а не устранении конкретного очага болезни.
Школы Индии, Китая и Тибета как раз придерживались того, что человек есть тело, разум и дух. И вплоть до XX века с его техническим прогрессом и эпидемией острых заболеваний (пневмонии, туберкулеза и др.) медицина рассматривала пациента как единое биопсихосоциальное существо.
Данный подход реализовывался и продолжает использоваться через натуральные, общесистемные и ментально-ориентированные инструменты:
- траволечение;
- массаж;
- иглоукалывание и акупрессуру;
- гомеопатию;
- аромамасла;
- хиропрактику;
- музыкальную терапию, трансовые, медитативные, дыхательные и другие антистресс-техники.

В нутрициологию и аппаратный биохакинг холистическая медицина не заходит. Ее кредо — максимальная естественность.
Функциональная медицина — мать
На волне возросшей в XXI веке распространенности аутоиммунных расстройств и болезней неясного генеза появилась модель функциональной медицины.
Эта парадигма добавила к естественным методам лечения весь арсенал нутрицевтиков и подчеркнула необходимость изменения образа жизни пациента. При этом она предполагает сфокусированное воздействие на ключевые, по мнению функциональных врачей, дисбалансы, которые рассматриваются как первопричины всех хронических заболеваний. Проще говоря, это нарушения:
- желудочно-кишечного тракта и микробиоты;
- иммунитета и контроля системного воспаления;
- производства энергии в организме;
- детоксикации;
- работы гормонов и нейромедиаторов;
- крово– и лимфотоков;
- структурной целостности составляющих тела — от клеточных оболочек до костей и зубов.

Функциональная медицина вступает в партнерство с официальной — так называемой «конвенциональной» — системой здравоохранения, сложившейся в XX столетии, но все-таки сохраняет некую аутентичность.
Интегральная медицина — дочь
Интегральная, или интегративная, медицина заявляет: «Мы не вместо, а вместе». Это синтез холистической философии, функционального подхода, традиционного медикаментозного менеджмента и технологий диагностики, включая ДНК-тесты, с инструментами ЗОЖ и модификации стиля жизни, в том числе биохакерскими гаджетами и аппаратами.
Врачи-интегративщики наиболее полноценно воплощают концепцию 5P, согласно которой медицина должна быть:
- персонализированной, то есть основываться на физических, биохимических, врожденных, социокультурных особенностях пациента;
- предиктивной — подразумевающей раннее прогнозирование рисков заболеваний, в том числе наследственных;
- превентивной — ориентированной на активную профилактику вероятных болезней;
- партисипаторной — ставящей во главу угла участие больного в собственном оздоровлении, его усилия по искоренению пагубных привычек;
- прецизионной — означающей точечный, индивидуальный подход, когда, например, стратегия оздоровления подбирается по результатам генетического теста.
Однако интегративный врач в условиях плотного графика приема пациентов порой не может заниматься ментальным здоровьем каждого в одиночку.
Образовательная медицина — внучка
Для помощи 5P-врачам стали обучать health-коучей — специалистов по немедикаментозному оздоровлению. Позже появились такие квалификации как «нутрициолог» и «специалист по коррекции веса».

В первую очередь образовательная парадигма выполняет просветительскую и поддерживающую функции. Она не связана напрямую с лекарствами, лечебными процедурами и анализами, но подразумевает, что воспитание здоровых привычек при необходимости идет параллельно с выполнением рекомендаций врача и (или) психотерапевта. Специалисты этого направления помогают клиенту сформировать цели по здоровью и поддерживают на пути к их достижению. Кроме того:
- консультируют по причинам хронических заболеваний;
- разъясняют принципы здорового питания и безопасного применения БАД;
- подсказывают способы управления стрессом;
- предлагают немедицинские методы детокса и омоложения;
- помогают спланировать фитнес-тренировки;
- выступают шоппинг-гидами в плане закупки органической косметики, продуктов питания и ЗОЖ-гаджетов;
- сопровождают на всем пути лечения или оздоровления, помогая преодолевать барьеры и рецидивы.
Интегративная и образовательная отрасли на сегодня образуют кластер системной медицины, воплощающей все лучшее из предыдущих подходов.
Автор: Мария Огонь, ОМ-медиа