Коты, спаржа и что не так со “ВкусВиллом”
Роспотребназдор занялся “ВкусВиллом”, а я вас предупреждала… Моя статья “Что меня раздражает во “ВкусВилл” стала чуть ли не самым читаемым материалом 2017-го года. Особенно были хороши комментарии в «защиту»: “но у них самые вкусные бананы” или “моя кошка продукты из “ВкусВилла” ест с удовольствием, а кошку не обманешь”. Роспотребнадзор, кажется, с кошкой не согласен.
По результатaм рейдов по 51 магазину сети проверяющая организация обнаружила 64 образца товара, не соответствующих нормативным документам, а в 52 товарах, в том числе, молоке, кисломолочных продуктах, кондитерских изделиях, колбасе и сливочном масле была обнаружена микробиология, то есть попросту сторонние бактерии. Это к вопросу про короткие сроки хранения молочки, которые для многих являются показателем «натуральности» продукта.
На самом деле, быстро скисающее пастеризованное молоко (а сырое в магазинах в России не продается) значит только одно – что-то недосмотрели. Если молокозавод современный и гигиенические требования соблюдаются на ультравысоком уровне – молоко попросту не имеет контакта с воздухом: через аппаратную дойку здоровых (!) коров молоко по трубам сразу поступает в молочный цех – а значит, нет посторонней флоры. Нет заражения. Все эти утверждения «деревенское молоко скисает на следующий день, а значит все остальное – ненатуральное» не более, чем архаичные мифы. И некоторые производители, вместо того, чтобы в 21-м веке их разоблачать, используют их как свои маркетинговые приемы. Что ж, архаика у нас сегодня в топе, но надо все-таки понимать, что современные технологии моколокопроизводства ушли далеко от бабы Нюры, которая цедит надоенное через марлечку, а рядом околачивается сопливый бабанюрин внучок.
Про сопливого внучка – это я для наглядности. Молоко для «ВкусВилла» делает, в частности, пензенский завод «МолкоМ», там конечно бабы Нюры нет, это понятно. Но надо, чтобы и кошка поняла: это же молоко можно обнаружить не только в пакетах с логотипом «Избенка/ВкусВилл», но и в пакетах из «Метро», «Дикси», «Ленты» и даже сети магазинов «Виктория». Стоит поговорить с кошкой, вдруг, сметанка из «Виктории» ей тоже придется по вкусу.
Я далека от идеализации деятельности Роспотребнадзора – на памяти все их «победы» – и над латвийским шпротами, и над грузинским Боржоми, и над конфетами Порошенко. В России довольно жесткие требования к продуктовым ритейлерам, и найти «несоответствия» можно всегда и везде, хотя в данном случае речь идет о существенном количестве нарушений – в ходе проверок было вынесено 147 постановлений о штрафах на общую сумму более 6 миллионов рублей.
В данном случае проверки Роспотребнадзора мне кажутся знаковыми. Ведь все отличие «ВкусВилла» от соседних «Пятерочек», «Лент» и «Викторий» у дома – в том, что они мудро переодели хорошие, привычные или любые другие продукты в свои фирменные одежды. Убрали дешевый продуктовый трэш. И таким образом стали уникальными. Потребитель сам домыслил, что «здоровыми» и «натуральными», отличными от других – и понес денежку во «ВкусВиллы» с облегчением. Ведь тоска по нормальным, качественным, здоровым продуктам у нас огромна!
Только нам всем надо уяснить, что тех продуктов, по которым мы тоскуем: качественных, честных, без пестицидов, нитратов и следов антибиотиков – в стране сейчас дико мало. На все «ВкусВиллы» не хватит. Однако это не мешает тому же «ВкусВиллу» или любой другой сети «оседлать» эту тему и воспользоваться незаполненной нишей.
И, знаете, что интересно? Производители, которые реально делают те самые продукты: без пестицидов, нитратов и следов антибиотиков и подтверждают это не заверениями типа «мамой клянусь», а органической сертификацией – они не хотят переодевать свой товар в униформу «Избенки» и «ВкусВилла». Спросите у Павла Абрамова (Черный хлеб), согласен ли он сотрудничать с сетями на условиям СТМ (торговой марки магазина). Он ответит, что не готов, потому что для таких производителей важна самость, важна их собственная торговая марка. Потому что есть чем гордиться и что развивать.
В общем, выводы делаем сами. Ходим по магазинам и ищем продукты тех производителей, которым доверяем. Я, кстати, вчера была во «ВкусВилле» и купила там спаржи. Только я не буду эту спаржу идеализировать: она обычная, свежая, зеленая. Да у меня и кошки нет, которая качество продуктов определит безошибочно. Вот так, без котов, приходится доверять только своей голове. И органическим сертификатам (текст про них уже точно будет в эту среду).