7 итогов десятилетия

Татьяна Лебедева 09 января 2020

Малодушно избежав лихорадочного подведения итогов в конце 2019-го, я решила отоспаться и забабахать подведение итогов… десятилетия. Что мелочиться-то? Я задумала LookBio в 2012-м, а открыла в феврале 2013-го и обожаю смотреть на явления в перспективе и развитии. Именно такой взгляд отражает суть вещей полнее и позволяет не бросаться в радикализм и прочие крайности. Хватит предисловий и давайте – к делу.

tatiana lebedeva lookbio

  1. Натуральная косметика в России совершила головокружительный рывок

В 2012-м из отечественных на рынке была одна «Натура Сиберика» и пятерка крошечных брендиков, в основном, с мылом. За десятилетие крошки выросли – одна из них (miko) превратилась в бренд с органическим сертификатом Cosmos, продающийся по всей стране и за её пределами. У Сиберики – 8 собственных магазинов за границей и продажи в 67 странах мира.

 

  1. Экотематика из междусобойчика пары десятков «сумасшедших» шагнула в центральные СМИ

Еще в 2015-м, когда LookBio делал дайджест эконовостей по средам, его читали человек 15, максимум, полторы сотни человек. Пластик-фигастик – всё это было никому не интересно. Теперь наши эконовости – самое популярное. Но вы обратите внимание на Meduza, Ведомости, Коммерсант и даже РИА Новости – экоповестка присутствует сегодня в главных российских СМИ и даже робко выползает в телевизор.

 

  1. Раздельный сбор мусора стал реальностью

Мы можем долго ругать власти за отсутствие инфраструктуры, но теперь мы хотя бы знаем, за что еще можно ругать власти. Еще пять лет назад отходы сортировали отпетые безумцы, и счет их был на несколько тысяч. Это по всей стране-то. Сегодня (пусть плохо и мы им не доверяем) контейнеры для раздельного сбора появились в большинстве московских дворов.

 

  1. ЗОЖные продукты продаются почти везде

Да, в Пятерочках по-прежнему не густо, но я отлично помню как познакомилась с Еленой Шифриной, мамой Bite и зачинательницей всех последующих «здоровых» батончиков – было это в 2012-м, и подобных продуктов не существовало как класса, а сам Bite только тестировался. Теперь батончики, суперфуды и безмолочное молоко повсюду, и не только в Москве.

 

  1. Органик из пустых надписей на упаковке стал реальностью

Да, до идеала идти слишком далеко. И мы собьемся с пути не раз. Но факт есть факт: в 2012-м органический закон даже не обсуждался, а с этого года любой отечественный продукт, пожелавший назваться органическим, должен пройти сертификацию. Подробнее о перипетиях с органик-законом здесь и здесь.

 

  1. Появились экоблогеры и даже экосексуалы

Хватит зудеть, что всё плохо и завтра мы умрем, погребенные на мусорных свалках. Не умрем, потому что процесс запущен и пошел. В 2012-м и 2013-м и даже 2014-м не было экоблогеров как класса. Даже Настя Приказчикова, Алёна Эко и Инфогринвошинг появились в конце 2014-го. А какую шнягу продавал сегодняшний флагман натуральной косметики магазин 4fresh! В октябре же прошедшего года я выступала на конгрессе экологистов, организованном первым экоблогером всея Руси Романом Саблиным. Их было триста экологистов (кто-то из них назовет себя даже экосексуалом). Наконец, созрела аудитория, где я могла прокричать: «Органик спасет нас от изменения климата» – эти слова я слышала в Европе еще в 2015-м, но, увы, наша аудитория созрела к пониманию их только сейчас.

 

  1. У экопродуктов появился маркетинг, первые российские маркетинговые исследования и, главное, созрел спрос

Пожалуй, это самое ценное, потому что это говорит о том, что следующее десятилетие сместит акценты с информационного накачивания на формирование более экологичного потребления. По крайней мере, экологичное потребление становится доступнее (пока что не в цене, а в физической доступности). Паркетная доска, шампуни, стиральный порошок, линолеум и даже пластиковые окна. Мука, крупы и уже шесть (!) марок российского органического молока. Всего этого не было в ужасном посткризином 2015-м. Да, органических продуктов, особенно, органик-овощей крайне мало, но продукция с экомаркировкой перестает играть с нами в игру «найди то, не знаю что». Процесс пошел.

 

Чтобы немного снизить свой зашкаливающий пост-новогодний оптимизм и пафос расскажу вам под конец историю, которую люблю заливать девочкам-экобьютиблогерам. Осенью 2013-го была первая выставка Wellness Expo, на ней я подошла к стенду новозеландской органической косметики Living Nature. Косметика была дорогой, но хорошей. Я представилась. Даму, привозящую марку в Россию, звали Ольгой Борисовной. И ей про меня (LookBio делал первые в России обзоры натуральной косметики) уже рассказали девушки из интернет-магазина, в котором продавалась марка.

«Танечка, мне девочки про тебя рассказывали. Убедили, что я должна обязательно дать тебе что-то на тест. Скажи что – я тебе дам.» Я выбрала примерно три продукта, воспользовавшись открытыми банками-тестерами, после чего Ольга Борисовна подмигнула: «Когда выставка будет закрываться, вечером в воскресенье, ты приди – и я дам тебе эти баночки-тестеры». Конечно, я не пошла в воскресенье за банками, в которые три дня толпы людей совали пальцы. Но примерно так начиналась история с блогерскими бартерными тестами. А теперь? Понимаете, какой рывок мы с вами сделали за это десятилетие? За следующее должны утроить достижения. Хотя лучше удесятерить.

Оставить комментарий