7 экотрендов открывшегося десятилетия
Первой публикацией прошлого года стала моя колонка об итогах десятилетия. Не в личном, а в общественном плане. Что я, как редактор LookBio с 2013-го, наблюдала и зафиксировала за последние годы – какие сдвиги в нашем экобытии произошли (и это серьезные сдвиги). А первой публикацией 2021-го – года, открывающего “двадцатые”, пусть станет прогноз.
Что было, что будет, чем сердце успокоится. Да, слегка по-цыгански, но с прогнозами без доли авантюризма никак.
Итак, каких трендов нам с вами ждать, к чему готовиться в новом десятилетии? В плане органик, натурал и прочего эко-шмеко? Извольте!
1. Clean Beauty станет доминировать
Движение к натуральной косметике, начатое в Европе лет тридцать назад, незаметно перешло в мейнстрим. Добавьте к этому актуальную проблему выбросов, пластика и прочего мусора. В “двадцатых” для косметического продукта уже будет мало иметь натуральный состав и соответствующий сертификат. Новое поколение потребителей требует спасать океан от пластика, азиатских детей от рабства, и всех нас – от выбросов СО2. И все – с помощью баночки с кремом.
На этом фоне появится много косметических брендов с различными преимуществами для экологии (банка из переработанного пластика, скраб из выпитого кофе). Вот тут-то и расцветет пышным цветом новая сущность – Clean Beauty.
Что такое Clean Beauty? Толком никто не знает, определение еще более размытое, чем у натуральной косметики. В общем, косметика с составом и идеями “почище” традиционных (у нас не просто масло какао, а масло какао, спасающее женщин от семейного насилия). Однако строгих стандартов у clean beauty нет. Вот тут-то и завоют экобьютиблогеры от сложности определения “что такое хорошо и что такое плохо”.
2. Гринвошинг будет все сложнее идентифицировать
Экоинициативы поглотят всех – от Coca-Cola до маленького свечного заводика в Поволжье. Уже сейчас в новостной ленте мы можем увидеть два противоположных по смыслу факта:
- Coca-Cola входит в ТОП-3 пластиковых загрязнителей мира
- Coca-Cola объявила о крупнейшей экоинициативе – полностью перейти на перерабатываемую упаковку к 2025 году
И то и другое правда. Станет ли крупнейший пластиковый загрязнитель мира экологичной компанией, продолжая выпускать напитки в пластике, пусть и перерабатываемом?
3. Появится разнообразие новых экосертификаций
Множащиеся экоинициативы потребуют доказательности. То есть нам потребителям будет мало победных реляций очередной “колы” – нам захочется пруфов, чтобы покупать бутылочку с чистой совестью. Пруфами станут знаки всевозможных экостандартов.
К сертификации продуктов по жизненному циклу, органик-знакам, уже хорошо знакомых нам, добавятся маркировки социальной и экологической ответственности корпораций, экономии воды и снижения выбросов СО2. Всё это, с одной стороны, облегчит потребительский выбор. С другой стороны – усложнит работу тех, кто должен отделять зерна от плевел – гринвошинг от истинно экологичных товаров.
4. Тренд на устойчивое развитие придет даже в российское захолустье
Эй, кто тут назубок знает 17 целей устойчивого развития, провозглашенных ООН? И хотя я и сама на память назову не все, сложное слово “sustainability” проникает в Россию все глубже. К примеру, знаете, что у одного из крупнейших металлургических гигантов мира, компании “Северсталь” уже несколько лет есть своя программа устойчивого развития – и в ней те самые цели, поставленные ООН и пути к их достижению?
Вслед за гигантами, западными и прозападно ориентированными компаниями, уже сражающимися за устойчивое развитие, на этот путь встанут компании насквозь отечественные. Ну потому что тренд – это такая вещь, если он глобален и активен, его не миновать никому.
5. “Еда как лекарство” станет доминирующим трендом в еде
Мы станем все больше есть не только ради удовольствия или восполнения калорий, но для того, чтобы поддерживать или улучшать состояние здоровья через завтрак, обед и ужин. Нутрициология набирает обороты, способствуя продвижению функциональных продуктов, новых исцеляющих диет. Генетика и всевозможные анализы дают развернуться системам персонализированных БАДов.
Тренд на ЗОЖ-питание и без пандемии развивался семимильными темпами, ковид лишь ускорит это движение и заставит людей пересмотреть свои приоритеты, в частности, в семейном бюджете. Мы станем больше тратить денег на осмысленно здоровую еду. Уже стали (но пока не все).
6. Помимо дальнейшего развития органик, в сельском хозяйстве усилится движение на экологизацию и регенеративное земледелие
Страны ЕС уже приняли общую сельскохозяйственную стратегию до 2030 года – 25% всех сельхозземель должны быть органическими, а использование пестицидов в обычной агропрактике должно снизиться на 50% в сравнении с текущим уровнем. Это амбициозные, но вполне реальные планы.
Что до России и всего остального мира, то здесь ситуация похуже. В нашей стране, на чиновничьем уровне, дальше говорильни и плясок вокруг потенциальных дотаций на органик пока особо ничего не идет. Но предприниматели не дураки – и будут реагировать на рынок. Будет расти спрос на продукцию органического сельского хозяйства – будет и сама продукция.
7. Экоответственное потребление перестанет быть уделом кучки экопросветленных людей
Уже сегодня каждый третий россиянин готов отказаться от товаров в неперерабатываемой упаковке и 7% – от покупки в магазинах, где слишком много такой упаковки, согласно исследованию IPSOS. Пока эта готовность не подтверждается фактическим поведением наших сограждан, но это пока. Тот же опрос IPSOS свидетельствует, что Россия в этом опросе отстает от всех исследованных 28 стран.
В вопросе экоответственности, как и во многих других, мы – страна догоняющая. И мы обязательно догоним, просто потому, что тренд задан и потому, что поколение Z очень скоро вырастет. Растущее в качественно иной инфосреде, богатой на пластиковые острова в океане, ужасы экокатастроф и загубленных птиц и пчел, зумеры зададут производителям всяческих товаров жару.
Дальновидные производители уже это поняли и взяли курс на экологизацию и устойчивое развитие. Ну а остальные либо подтянутся, либо будут кусать локти. Потому что мы вступили в последнее десятилетие, когда мы еще можем себе позволить не думать о связи между нашим потреблением и окружающей средой.