Голодовка в “столовке”, или как накормить школьника
Татьяна Лебедева
«Набил себе живот всякой фигней», – говорит мой девятилетний ребенок. Мы только что пришли с презентации школьной столовой – там весело расписали стены и устроили дегустацию блюд комбината школьного питания, который обслуживает весь Северо-Западный округ столицы. Салаты, осетинские пироги, хачапури, яблочный штрудель и даже мохито. Звучит всё привлекательно, но как на вкус?
Смотрю вокруг: многие дети и мамы едят с явным удовольствием. Я, конечно, в первую очередь за штрудель – мой любимый десерт. С виду похоже на штрудель и пахнет им, но на яблоки лишь намёк: слой теста заворачивает другой слой теста и кое-где изюм. Осетинские пироги – с творогом и зеленью, сосисками и колбасой. Хм. На наш домашний вкус, с творогом и зеленью – отлично, но мама-соседка говорит, что её дети это есть не будут – разве что с колбасой. Пробуем греческий салат. Выглядит похоже на одноименную закуску в любом провинциальном буфете. В нем даже есть маслины и листья салата айсберг! Пытаясь найти сыр, натыкаюсь на стружку самого дешевого чуть ли не плавленого сыра вместо феты. С сыром, опять же, серьезная проблема в хачапури. Ну не сыр это, не сыр!
«Обычная столовская еда», – говорит знакомая мама. «Ничего себе! Нас таким никогда не кормили», – выдает ребенок, посещающий только бесплатные завтраки. Оно и понятно: все эти разносолы – за деньги, и к бесплатному питанию отношения не имеют. Но почему за деньги нельзя положить в салат нормальный сыр? Слишком дорого?
Задаю этот вопрос в редакции Наташе (трижды мама) и Ксении (тоже школьник девяти лет). Ксения вызывается написать про школьные столовые и как с ними жить мамам, которые придерживаются правил здорового питания. Проблемная будет статья…
Ксения Вавилова
У Тани получилась отличная иллюстрация к тому, что у нас называется сбалансированное питание школьника, соответствующее нормам СанПина. И это еще цветочки! Бывает и похуже. Для нас в LookBio в начале учебного года вопрос о школьном питании встал ребром. Получается, что мы, такие молодцы, рассказываем вам про самое полезное, советуем следить за питанием, а в то же самое время наши дети на перемене питаются непонятно чем. Не годится! Пошли разбираться.
Всемогущий СанПин
Последняя редакция СанПина по школьному питанию вступила в силу еще в октябре 2008 года. Почитав нормы, я немного успокоилась. Вроде бы все требования очень логичны и даже, в отдельных случаях, чрезмерно подробны. Школьное меню разрабатывается на период не менее двух недель (10-14 дней). То есть каждый день в течение 10 дней у школьников что-то новое в столовой. Здорово! Не успеет надоесть.
Меню должно учитывать сезонность. Еще лучше. Делаю вывод, что наших детей не должны кормить пестицидными овощами или натертыми парафином фруктами. Хоть в это верится с трудом.
По СанПину наших детей должны кормить так, чтобы они получали все необходимые пищевые вещества. Учитывается калорийность продуктов, а также возрастные особенности организма детей. Особое внимание – пищевой и энергетической ценности продуктов, а также суточной потребности в витаминах. Все в таблицах и диаграммах.
Разработчики стандарта учли выход порции, ориентируясь на обычный аппетита ребенка. Предпочтение отдается свежеприготовленным блюдам, не подвергающимся повторной термической обработке, включая разогрев замороженных блюд. Не беремся судить, правда ли это.
Суточный рацион питания школьника должен содержать оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов, которое составляет 1:1:4 или в процентном отношении от калорийности как 10 — 15%, 30 — 32% и 55 — 60%, соответственно, а соотношения кальция к фосфору как 1:1,5.
Готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2-х часов с момента изготовления. Можно также хранить еду в термосах, которые сохранят температуру, но не более 2-х часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
Почему это невкусно?
Кроме норм СанПина, школьное питание ограничивает бюджет. Деньги на завраки-обеды школьников идут из местных бюджетов, и в каждом городе свои цифры. В среднем завтрак школьника стоит от 40 до 55 рублей. А обед – от 65 до 95 рублей. А теперь попытайтесь составить меню с учетом требований СанПина и уложиться в эту сумму.
Многие комбинаты питания жалуются на убыточность такого бизнеса, и все же госконтракты заключаются, и школьников чем-то кормят. Мы не беремся сейчас осуждать или оправдывать бизнес, который работает в сфере школьного питания. Но мы прекрасно понимаем, что любой бизнес должен приносить доход. Вот и получается, что наши дети оказываются между трех огней. С одной стороны, местные чиновники, которые считают каждую копейку и не хотят выделять лишнее. Денег, как известно, нет. С другой стороны, Роспотребнадзор, который разрабатывает нормы, пытаясь выйти сухим из воды. Случись чего – они ни при чем. Ведь в многостраничном СанПине все черным по белому написано. И третья сторона – бизнес, который зарабатывает деньги не качеством питания, а количеством заключенных контрактов.
Получается, что ни один из участников процесса не ставит своей целью накормить ребенка вкусно и полезно. Это уже наша с вами головная боль. Далее мог бы следовать вопрос: «Кто виноват?», но это не расследование, и мы не программа «Человек и закон». У нас другая миссия. Мы выяснили истину и поделились ей с вами. И предлагаем обсудить, что с этим делать.
Как поступаю я
Моя девятилетний сын не ест в столовых с детского сада. При этом адептом полезного питания его не назовешь. Ему просто невкусно. Каша холодная и вязкая, суп – пустой и бестолковый, основные блюда – непонятно, из чего приготовлены. Одобряет только макароны и, увы, сосиски – сами понимаете какого качества. Если нет ни того, ни другого, то вообще отказывается от еды. Пребывание в школе вместе с дорогой и прогулкой – это минимум 5 часов. Без еды тяжело. Я стараюсь накормить плотнее перед выходом. Даю с собой фрукты, соки, воду, батончики. После школы подключается бабушка. Приносит что-то с собой, чтобы он успел перекусить по дороге из школы. И только сильно после обеда он получает первое и горячее.
Мама Юлия Богданова, нутрициолог
Грустно становится каждый раз, когда вижу у школы грузовичок, привозящий школьникам “вкусняшки”. Помимо того, что среди них регулярно бывают сосиски из неизвестного сырья, печеньки с гидрогинезированным маслом. Меня расстраивает то, что еду привозят в порционных пластиковых контейнерах, и, вероятно, в них разогревают. (а ведь это нарушение норм – ред.)
Должна с грустью признать, что мой школьник на некоторую еду типа сосисок реагирует с энтузиазмом. Но в большинстве случаев школьную еду не ест. Еды с собой он тоже не просит – он легко переносит относительно длительные интервалы без еды, так как у нас дома они воспринимаются, как нормальное явление. Но утром он основательно завтракает чем-то несладким, например, яйцами. Это дает ему длительное чувство насыщения, а после уроков приходит домой и обедает.
Мама Екатерина Прививкова
Дочь-старшеклассница уже года 3 не ест в столовой. Лично я не проверяла еду, но она говорит, что все невкусно. Как выходим из положения? Два варианта: рядом со школой есть бабушка. Дочка терпит весь день, на обед – к ней. Либо кладу бутерброд с собой.
Мама Ольга Васильева
Мой ребенок-живчик. Учится в начальной школе. Очень активный, и тратит много калорий. Еда в столовой давно уже перестала быть способом подкрепиться. Он может сходить в столовую за компанию и выпить компот. Его порцию съедает кто-то из класса. Всегда есть дети из категории «вечно голодных». Они и в столовой поедят, и в буфет раза два за день сходят. Сначала это было большой проблемой, т.к из-за этого нельзя оставить ребенка в продленке. Наш выход – это няня. И отведет, и приведет, и покормит.
Так получилось, что мы собрали мнения мам, чьи дети не любят «столовку». Для объективности скажем, что это не всегда так. Есть дети, которые сметают все – и за себя, и за того парня. Такое поведение не отменяет критерий «вкусно-невкусно». Просто кушать очень хочется! Ну, или другой вариант – ребенок не видит особой разницы между питанием в школе и домашней едой. И такое бывает, но очень хочется верить, что редко.
А вот что делать, когда аппетит есть, но нет ни няни, ни бабушки, а родители на работе? Учиться готовить! В следующий раз мы обязательно подберем несколько простых и полезных рецептов, с которых можно начинать обучение элементарной кулинарии. И обещаем подобрать для всех возрастов с 3+
Авторы: Татьяна Лебедева, Ксения Вавилова