Тушь, зубная паста и шампуни – как новые пошлины скажутся на сегменте натуральной косметики
2 января 2025 года вступила в силу очередная порция заградительных пошлин на импорт косметики из “недружественных” стран. Мы решили разобраться с перечнем ограничений и тем, как подобные меры повлияют на расклад ситуации в сегменте натуральной косметики.

Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 № 1989 “О внесение изменений в постановление Правительства РФ от 7 декабря 2022 года” расширяет перечень товаров, на которые вводится 35% ввозная пошлина. И если первая редакция была крайне избирательна и затрагивала, в основном, польскую косметику и лишь некоторые товарные группы, то в дальнейшем гайки в отношении импортеров закручивались все тщательнее. Последнее постановление ограничивает пошлинами импорт следующих товарных категорий в области косметики:
- Средства для макияжа глаз – их всех недружественных государств, за исключением Италии, Венгрии и Словакии.
- Шампуни – все недружественные государства за исключением Венгрии, Бельгии и Словакии
- Лаки для волос – все недружественные государства за исключением Венгрии и Словакии
- Средства для чистки зубов – из всех стран, признанных недружественными, кроме Венгрии
- Средства для бритья и дезодоранты – из всех стран, признанных недружественными, кроме Венгрии
- Средства для умывания и мытья на основе ПАВ в виде жидкости или крема – из всех стран, признанных недружественными, кроме Венгрии
- Чистящие и моющие средства – из всех стран, признанных недружественными, кроме Венгрии и Словении.
Итак, макияж, зубная паста, умывалки для лица, шампунь и дезодоранты – перечень охватил довольно обширный пласт товаров. Без ограничений остались, в сущности, кремы и некоторые средства декоративной косметики. Чтобы понять, как конкретно данное нововведение отразится на импорте косметики, мы поговорили с дистрибуторами разных натуральных марок. Увы, далеко не все из них желали дать комментарии публично, но, благодаря некоторым, LookBio все же смог составить картину происходящего.
По словам Анны Иткиной, заместителя начальника коммерческого отдела “Лекарственные средства ВАЛА-Р” (дистрибутор Provida Organics), в компании узнали о пошлинах, когда очередная машина от поставщика была в пути, и они вынуждены растомаживать груз по новым 35% пошлинам, так что ни времени ни пространства маневра у них нет. Да и раскрутку бренда с биодинамической сертификацией Demeter, ввезенного в Россию не так давно, вложено средств не мало. Как уже происходило с повышением пошлин на гели для душа и средства для полости рта, эти издержки постепенно перекладываются на потребителя – так цены в прошлом году были уже подняты на 15-16%. В связи с новыми ограничениями повышение цен тоже неменуемо, но это произойдет после весенних праздников (14 февраля – 8 марта), чтобы не портить людям настроение. В компании будет пересмотрен весь прайс-лист в сторону повышения на 10 – 15%, в зависимости от категории. Тревогу у Анны вызывают дезодоранты, их цены и так были довольно высокими, поэтому, возможно, от этой позиции придется отказываться. Характерно, что на продажах средств для полости рта, которые пользуются у Provida Organics повышенным спросом, предыдущее повышение цен не отразилось.
По словам Андрея Медведева, руководитель компании “Вим Натурае”, дистрибутор марок Lavera, Coslys, Acorelle, Couleur Caramel и др., в текущей ситуации отсутствия возможности прямых платежей, скачков курса и пр., внезапное поставновление – удар под дых, так как отражается практически на всем ассортименте. Поскольку последнее повышение цен компания проводила в апреле прошлого года, выросшие издержки однозначно будут покрывать за счёт выравнивания цены в рынке. Поскольку цены на импорт итак уже “запредельные”, придется и отказываться от маркетинговых расходов, не нанимать новых сотрудников, а также пересмотреть ассортимент и отказаться от низкооборачиваемых позиций.
Оба спикера сокрушаются, что на развитие марок в России положено слишком много ресурсов и отмечают, что в конечном итоге новые пошлины ударят по карману покупателей – тех адептов сертифицированной натуральной косметики, с которыми марки развивались и росли долгие годы. Анна Иткина замечает, что если следующей итерацией станет категория кремов и сывороток, то удар по сегменту импортной натуральной косметики будет самым тяжелым.
Со своей стороны хочется отметить, что импортозамещение в категориях средств для макияжа глаз, зубных паст и дезодорантов в сегменте натуральной косметики пока что хромает. За исключением нескольких брендов минеральной косметики (расфасованной либо смешанной полностью из импортных ингредиентов), отечественной натуральной декоративки просто не существует. Так что в ближайшей перспективе заградительные пошлины вряд ли помогут отечественным производителям, скорее облегчат наши кошельки.