Новые органики: Игорь Рожков

Студентом он создал «Пенку» – деревенские молочные продукты, о которых написало не одно издание. Некоторые москвичи успели «Пенку» полюбить, но сейчас «Пенка» приостановлена, потому что Игорь перешел работать в другой грандиозный проект. «Чистый край» – новая марка фермерских молочных, мясных продуктов и бакалеи, которая с самого начала видит свое развитие в направлении «органик». Игорь занимается в «Чистом крае» развитием бизнеса – и это отличный повод выспросить его о новом бренде и просто узнать как становятся органиками.

igor rozhkov

 Татьяна Лебедева (LookBio): Как выросла ваша «Пенка»?

Началось все с появления “ЛавкиЛавки”. Я за ними следил (работал в агентстве, которое хотело им продать услугу какую-то) – и мне очень понравилась идея доставки фермерских продуктов. Но поскольку я не Борис Акимов – звезда всех медийных агентств – , я начертил бизнес-схему как и где можно продать и вынашивал эту идею около года. Накопил денег, и когда третий курс закончился, начал  эту тему. Сначала один,  потом мне помогал товарищ, но в итоге до конца проекта он со мной не дошел. Первое дело – найти поставщика, смотрел около 20 хозяйств и нашел колхозника, который делал молоко, которое мне понравилось.

– Вы знаете, что фермеры обижаются на «колхозников»?

Да? Я сам почти из колхоза, но хорошо, будем называть их крестьянами. Так вот, нашел я крестьянина, который делал хорошее молоко.

– Но как вы поняли, что оно – хорошее?

Открыл книжечки по животноводству, переработке – почитал, открыл ГОСТы – тоже почитал. Потом же я сам из деревни практически – кое-что понимаю. Я спрашивал у них: сколько молока на входе и сколько на выходе, из этих цифр можно понять, используют ли они хлористый кальций для производства творога. Сметана тоже. Если она за полтинник, то, скорее всего, они будут поставлять мне пустое молоко – они будут его прогонять, и жирность вся уйдет.

Дальше – откуда корма: если покупаются, то где. А если заготавливаются, то как. Этот крестьянин заготавливал корма сам, а покупал только комбикорма. Мы с ним заключили договор на купеческом слове и начали работать. Я купил тару ему, привез ему туда – и он разливал. Звонил – размещал заказы и забирал.

– Но он же далеко, это ж надо организовать доставку регулярную!

120 км от Москвы. В 5 утра я уже был в машине, чтобы к 9 утра уже привезти молоко в Москву. 2 раза в неделю. Год так ездил. Здесь была первая точка продаж(мы сидим в кафе на Новослободской – прим. ТЛ.), потом были точки в Марфино, на Савинской наб., на Мясницкой, доставка была.

– И сколько стоила ваша «Пенка»?

Молоко – 300р. литр. Йогурт – 100р. за 200гр.

– Дорого.

Нет. В то время у «Лавки» было 270 р. Потом я нашел другого поставщика: к молоку, творогу, сметане и йогурту добавилось топленое молоко и кефир.

– Были трудности в общении с фермерами?

Трудности были, в основном, в том, что он мог «забыть» простерилизовать тару, и молоко у меня скисало. Но мы решали эти вопросы.

– Удалось заработать на «Пенке»?

В общем пересчете, конечно, удалось. Но это вряд ли те деньги, о которых можно говорить как о бизнесе.

– Что же опыт с «Пенкой» вам дал?

Шаг дальше. Сейчас я вошел в состав новой компании, которая занимается переработкой, фасовкой, доставкой, логистикой, продажей – всеми теми вопросами, которые очень проблемны для крестьян. В настоящее время мы достраиваем производство молочного цеха, мясного. Кулинарный цех уже готов. Это компания «Чистый край» – я сейчас занимаюсь выводом этой компании на рынок.

Молоко, сметана, творог, масло, кефир, топленка, мясо (говядина, свинина) уже стоят в нескольких магазинах: «Изобилие» на Ленинском пр-те, Крестовский на Рижской,  «Алые Паруса» в Истре, на Кулакова, Авиационной и наращиваем остальные, так же договариваемся с другими сетевыми магазинами.

chisty krai kulinariya

Сейчас у нас молоко и мясо, в дальнейшем – овощи и хлеб. Мы идем как фермерские продукты сейчас. Но цель не в этом. Цель в том, чтобы предоставить нормальный сбыт крестьянину, чтобы потом перевести его на органическое земледелие. Прийти (к фермеру) и просто сказать: «Давай ты сертифицируешься как органический», а мы потом у тебя будем брать, нельзя. Это «потом» не работает. Поэтому мы сейчас налаживаем сбыт, объем, – и тогда уже будем разговаривать. Есть те фермеры-поставщики, которые уже на этом пути: говядина из Калужской области у нас в конверсионном периоде находится. Скорее всего, их будет сертифицировать «Агрософия» на российский рынок, а немецкие сертификаторы – на зарубежный рынок.

– Есть мнение, что те, кто сейчас занялся органикой,  в большинстве своем, – рвачи, хотят урвать куш побольше.

Я делаю это затем, чтобы получать удовольствие. Удовольствие можно получать, если есть хороший результат. А результат меряется либо урожаем либо деньгами. Хотя если бы за молоко давали 50 рублей за литр, я, наверное, бы не занялся «Пенкой». Конечно, зарабатывать нужно. Но вот сейчас в «Чистом крае» мы разрабатываем политику адекватных цен.

– И какова адекватная цена на молоко?

Адекватная цена за литр молока – 120 р. Эти цифры складываются из себестоимости. К примеру, творог: если с хлористым кальцием его делают, то нужно 3 литра молока на получение килограмма творога, а если без хлористого кальция, то 7 литров.

chistyi krai moloko

– Хорошая математика! Особенно если ты выдаешь свое молоко за экомолоко.

Люди услышали, что на эко/органик можно заработать и пытаются всеми правдами-неправдами: один поставщик пшеницы предлагает мне покупать у него по 20 000руб. тонну, когда в регионе средняя цена 8-10 тысяч рублей.  На мой вопрос – почему? Отвечает, что его пшеница органическая. Спрашиваешь про сертификат, говорят, что только собираются.

– Трудно ли работать с фермерами? Убеждать их в необходимости переходить на органическое ведение хозяйства, тем более – сертифицироваться?

Есть интересное исследование сельского жителя, которое говорит, что они не признают никакого авторитета, кроме своего соседа. И никакая мотивация не работает, в том числе реальное улучшение качества жизни.  Поэтому стратегия – найти кого-то одного, и тогда за ним все последуют.

– Но ведь люди очень недоверчивы!

Недоверие оттого, что люди не привыкли к чему-то новому. Очень сложно верить во что-то новое, и это принимать. И это не только к крестьянам относится, но и к людям вообще. Я могу адаптироваться под новое, а другие не могут.

Вы такой молодой, прошу прощения, я для образности, – сопляк, в рубашке Boss… Как вас фермеры воспринимают?

Вот так и воспринимают: «молодой сопляк в рубашке Boss” несет какую-то чушь. Но когда я спрашиваю у них, как они борятся с морковной мухой, они начинают относится к моим словам серьезнее. В процессе беседы они понимают, что я отдаю себе отчет в том, что говорю.

igor rozhkov 2

– Как вы видите свое профессиональное будущее?

Хочу яблоневый сад. Ездил этой зимой в Пензу – смотрел сад на 500 гектаров – фантастическое впечатление! Я влюбился в него. Купить-то его я смогу, но чтобы его поднять у меня денег нет – очень затратное мероприятие. Хочу яблоневый сад, выращивать клубнику, спаржу и зелень. Вот этим бы я занялся!

– Но почему клубника и спаржа?

Это интересные культуры, с которыми сложно работать – это раз. Ее (нормальной) практически нет на рынке –  это два. И три – этот бизнес связан с социальной ответственностью. Социальная ответственность наступает в момент, когда ты берешь грабли в руки. Только личным примером можно заставить людей работать. Есть присказка, что лучшим удобрением на ферме является след ноги фермера. Если его там нет, то ничего не работает. А я вижу в себе силы, что смогу вдохновить людей, заставить их работать как надо – и они будут счастливы.

– А вам так нужно кого-то «осчастливить»?

Они ж бедные умрут от голода и нищеты – приедут в город и будут здесь заборы колотить. Надо относится к людям как к своим родным – мы же все в одной стране живем.  Всем помогать надо – они ж не виноваты, что они так воспитаны. А чуть-чуть направить куда надо – и все сразу по-другому будет. Фильм «Председатель» смотрели?

– Ну да, смотрели. Тогда что для вас сельское хозяйство? Органика?

Это две разных вещи. Сельское хозяйство – это про накормить. А органика – это про философию.

– Но кушать-то все равно хочется!

Я сам уже лет семь соль не ем и сахар, когда сам готовлю, разумеется И  знаю, что очень сложно почувствовать вкус этой настоящей еды, если ты привык есть еду, приправленную солью, сахаром, химией и еще чем-то. Поэтому почувствовать вкус настоящей еды – это философия. Все эти пластмассовые огурцы-помидоры – многие люди их едят. Но ведь надо понять, за что ты платишь, зачем тебе это, а это можно почувствовать, только отказавшись от чего-то.

– Тогда что для вас органика?

Главное, большое. Все мое время. Конечно, еще очень много чему нужно научиться – есть много того, чего я еще не знаю. Но мне нравится жить в этом.

 

Оставить комментарий