Cosmetics Man: Виктор Тимофеев

Виктор Тимофеев – создатель и руководитель API Lab (производитель российской косметики под маркой Joli), появившейся в продаже осенью 2013 года. Косметика марки Joli  производится на небольшом специально построенном заводе, который находится в черте г. С.-Петербурга. Предприятие и его продукция сертифицированы немецкой организацией BDIH по строгому стандарту Cosmos Natural.

viktor timofeef api lab

Как все начиналось

Сначала у меня, как у любого адекватного человека, который хочет чего-то добиться в жизни, было желание что-то создавать самостоятельно. Мы с командой решили, что можем создать новое предприятие по производству натуральной косметики: по финансовым затратам это было доступным: в нашей команде был человек, который отвечал за маркетинг, человек, который отвечал за разработку рецептур, человек, способный выстроить производство, – и мы посчитали, что этого достаточно, чтобы попробовать. Когда вышел наш первый продукт премиального класса – Feel Care – он был на голову выше рынка. После этого мы поездили по зарубежным выставкам в течение двух лет, и решили, что сделаем продукт мидл-сегмента, который и появился под маркой Joli. К этому моменту два человека из команды (маркетолог и технолог) уже вышли из проекта.

Сейчас у Joli в ассортименте 8 позиций: шампуни, бальзамы и гели для душа, плюс различные наборы.

 

Как построить сертифицированное косметическое предприятие за полгода

В октябре 2012 года мы подали заявку, а в феврале 2013 года уже прошли аудит. Мы первые, кто вышел с сертификатом BDIH Cosmos Natural на рынок в России, и после этого к нам сразу возник большой интерес со стороны Запада.

Мы не можем выпускать с нашего производства что-либо без сертификации. Мы обязаны отчитываться перед сертификатором о каждом шаге, включая количество закупленных ингредиентов и количество выпущенной продукции. Если количество закупленного будет не совпадать с количеством того, что произведено, то они посчитают, что мы обманули покупателей. Сертификатор проверяет все источники нашего сырья каждый раз, когда мы решаем сделать новую закупку. Для нас это плюс – не знаю как для покупателей (улыбается – прим. ТЛ).

joli pruducts

При разработке рецептуры любой ингредиент проходит тесты в западных лабораториях. Образец ингредиента мы тестируем в нашей рецептуре. После этого мы производим образец продукции, который отправляется в российскую лабораторию, тестирующую уже готовый продукт. Далее образец отправляется за рубеж, и они его тоже проверяют. После этого мы проводим тестирование продукта в фокус-группах в России.

 

О бизнесе и рынке

Я недоволен сейчас бизнесом, но доволен продуктом. Причем я понимаю, куда нужно двигаться, что можно подкорректировать, но абсолютно недоволен рынком. Россия очень отличается в этом отношении от западных стран. Для нас первое при выборе в пользу того или иного продукта – это дизайн. Если человек еще не в точке продаж, то действуют либо реклама, либо рекомендация. Третий момент – это соотношение цены и объема продукта, т.е. количества миллилитров. Это данные от РБК, и мы проводили свой анализ рынка – заказывали исследование.

В Европе все иначе: основное – это качество, поэтому у них много стильной неброской упаковки и обязательно консультанты в точках продаж. Качество определяется сертификатом органики – они об этом знают, а наши женщины не знают, что такое Cosmos Organic. Мы со своим подходом опережаем рынок очень сильно, в то время как «Натура Сиберика» действует согласно тому рынку, который у нас есть: они не перегружает человека информацией, они не ожидают проверки со стороны покупателя, а мы изначально нацелены на то, что покупатель будет проверять качество продукта. Поэтому у нас дорогие и качественные компоненты.

К примеру, для нас один профессор из Франции делает французский ароматы – они были сложно восприняты покупателями. Россиянки привыкли к простым, односложным ароматам – клубника значит клубника, – а у нас трехслойные ароматы, они сложнее. Например, запах “Canadian Spirit”, в котором и ели, и озеро… В итоге получается, что нужно больше опускать себя до рынка.

 

Сложности на пути к масс-маркету

Сейчас мы пытаемся выходить на масс-маркет. Первая сложность здесь в том, что мы должны предложить объем продукта, который соответствует ожиданию покупателя по цене. Вторая сложность – наши ужасные наценки, которые добавляются к розничной цене продукта на этапах дистрибуторов и розничных сетей. Потом важно не  промахнуться с дизайном.

Линия для масс-маркета выйдет под названием Joli Eco Professionnal – это будут шампуни, кондиционеры для волос, гели для душа, лосьоны для тела и жидкое мыло. Кремы и другие премиальные продукты, в том числе антивозрастные, будут продаваться под логотипом Joli Bio Premium. Каждый продукт будет сертифицирован немецкой BDIH по стандарту Cosmos Natural. Такие продукты будут на полке в магазине стоить по 350руб. за 500мл. Именно этот объем оптимален для покупателя, так как это экономный вариант.

 

О перспективах рынка натуральной косметики в России

В ближайшие пять лет рынок не будет сильно меняться: упор не на качество, а на масс-маркет. Я не думаю, что в ближайшее время покупатель будет рассматривать возможность покупки шампуня стоимостью выше 250руб. за 250 мл. И в этом плане мы опять же приходим к требованию рынка – делаем продукт, который должен устроить покупателей по цене.

viktor timofeef api lab 2

Все мечтают, чтобы мы в России были независимы от экспорта сырья. Прогнозы строятся регулярно, но предпосылок к этому нет. И такая ситуация длится уже 30 лет. Здесь, на рынке натуральной косметики, то же самое. Я вижу грамотную и правильную работу со стороны людей, которые продвигают натуральность: Кирстен Хюттнер, Елена Коваль, мы со своей стороны это делаем, та же «Натура Сиберика» это делает тем, что пробила рынок. Но я бы хотел, чтобы люди реально смотрели на вещи – все не настолько позитивно. У нас в России люди инертные, они не готовы меняться быстро. В косметике всегда было главным соотношение цены и миллилитров, и предпосылок к тому, что это скоро уйдет в прошлое, нет.  К тому же у покупателей нет доверия к российскому производителю.

 

Российское – значит отличное?

Если ты российский производитель, то для потребителя это сразу большой минус, при этом из российских ингредиентов в косметике у нас только вода. Мне легче в Германии открыть производство и везти оттуда косметику.

 

Натуральная = Качественная

«Натуральная» – так постоянно говорят компании, которые к натуральности не имеют никакого отношения. Для меня натуральная косметика – это та, которая имеет сертификат на продукт и на каждый ингредиент. «Гарнье» может говорить все, что угодно, к примеру, «у нас масло жожоба абсолютно натуральное» – ну и что? Для меня качественный продукт – тот, натуральность которого можно подтвердить наличием экологического сертификата.

 

О сертификации

Во всем мире сертификация – это устоявшаяся система, а сертификаторы – профессионалы. Нам сертификаторы из BDIH подсказали, как оптимально построить такую систему в России. Международно признаваемый сертификат значит для меня абсолютно все, потому что я знаю, как легко сделать ерунду и выдать ее за натуральный продукт – в России такие вещи возможны сплошь и рядом. Мы пошли на сертификацию по строжайшему стандарту Cosmos Natural BDIH, чтобы дистанцироваться от подобных попыток выдать желаемое за действительное, которые встречаются сплошь и рядом.

У нас в России сертифицирующие органы основывают для того, чтобы стричь деньги с производителей, а не для того, чтобы покупателя ограждать от подделок или некачественного товара. Подобные организации жутко дискредитируют российского производителя и не понимают этого.

 

Кому нужна сертификация

Покупателю она сейчас точно не нужна. Покупатель не понимает необходимости сторонней, независимой сертификации, а не когда производство само себе налепило маркировку. Для искушенного потребителя, который хотя бы 15 минут провел в интернете, сертификат имеет значение.

viktor timofeef api lab 3

Я бы очень хотел, чтобы на нашем рынке было еще хотя бы 3-4 сертифицированных российских производителя. Конкуренция – это весело, я могу всю свою команду, все свои возможности применять в конкурентной борьбе. И мне не пришлось бы объяснять закупщику, что такое экологический сертификат.

 

О «зеленом» тренде в России

Мне очень близки эти идеи, и это отражается на моей жизни. В России тренд есть, но в тренде самое главное – время. Я слышал, что в течение двух лет люди придут к понимаю натуральности. Еще слышал цифру – пять лет. А я думаю, не два и не пять, а больше. Должны быть люди, для которых «эко» – это принцип, как у веганов, а у нас пока что для большинства людей это «летающий» тренд, но не принцип. Когда будет принцип, тогда и бизнес-среда станет другая.

 

О тех, кто делает тренд принципом

Поиск технолога стал для меня абсолютным шоком. Я привык к тому, что на рынке есть профессионалы, которых можно найти. На косметическом рынке профессионалов можно перечислить по пальцам двух рук. Нам нужен был человек, который понимает, как нужно делать натуральную косметику, который может делать новые рецептуры в рамках строгих стандартов BDIH, который сможет проходить сертификацию. Если не ошибаюсь,  у меня было 62 встречи с технологами, но в итоге  мы нашли очень, очень хорошего человека, настоящего профессионала.

 

Этичный бизнес

Другие мои бизнесы приносят прибыль, и эта прибыль распределяется на Joli. У меня к этому проекту абсолютно неразумное, даже безбашенное отношение. Я чувствую удовольствие от того, что мы делаем продукцию полностью натуральную, сертифицированную. Я считаю, это этичный бизнес. А что такое этичный бизнес? Уважительно относиться к своим партнерам и своим покупателям. Отвечать компанией и, по сути, своей репутаций перед покупателем. В России контроля со стороны покупателя нет – это просто слова. Но если ты заявил о своих принципах, их надо соблюдать.

 

6 Комментариев
  • 24.07.2014
    Albert Kostylyanshenko

    Замечательное интервью. Полностью согласен с Виктором.
    Очень правильно сказано о сертификации. К сожалению сейчас в России все привыкли к тому, что сертификаты просто продаются.
    Мы со своей стороны стараемся делать все, чтобы сертификация у нас была действительно независимой и объективной.
    Так же не привыкли наши производители строить свое производство вместе с сертификатором. Это надо делать обязательно.

Оставить комментарий