Фермерский рынок по-американски
Фермерские рынки в США повсюду – в каждом городе и городке, даже в деревнях. Конечно же, есть среди них и стационарные, но формат «день в неделю» с утра до обеда в выходной или даже в будний день гораздо более популярен. Разумеется, такой формат удобен для всех – и фермеров, которым необязательно торчать с утра до ночи на рынке и покупателям, которые знают, что в удобном месте, в центре города, в определенные часы их ждут вкусности и красивости, выращенные неподалеку.
Первый такой рынок в поездке российских сельхозжурналистов по США, в команде которых оказалась главред LookBio, обнаружился – где бы вы думали – в помещении столовой Министерства сельского хозяйства США в Вашингтоне. Совершенно неожиданное место, не правда ли? Хотя с другой стороны, а где еще фермерам демонстрировать сам факт своего существования, если не в Минсельхозе?
Ведь фермерские рынки Америки – это именно что фермерские рынки. Не вот эти странные «фермерские базары», на которых выходцы с Кавказа и Азии торгуют купленными на оптовой базе ФудСити помидорами и ананасами, а настоящие фермерские рынки, куда приезжают мелкие фермеры собственной персоной и на своем горбу привозят собственноручно выращенные овощи-фрукты и другую всячину.
Да, в столовой Минсельхоза был всего лишь небольшой островок с одной продавщицей, зато там можно было купить к обеду ароматных яблок, сочных персиков и прыскающего соком винограда, захватить домой пару фунтов фиолетовой картошки или минибаклажанов – все из ближайшей Вирджинии или Мэрилэнда. Эти штаты, скорее, ближе к югу, чем к северу, поэтому и фермерские продукты здесь в сезон соответствующие.
Потом мы поехали в Сан-Франциско – город, вибрирующий новыми идеями и трендами. Что же мы видим? В ближайшем стеклянном небоскребе по четвергам, на первом этаже, фермерский рынок. А вот – здание Морского вокзала, забитое нынче модными устричными ресторанами и лавками фермерской и другой непромышленной еды.
Каждую субботу здесь фермерский рынок, среди фермеров – больше половины органик, и неспроста. Ведь мы в Калифорнии – столице движения за здоровое питание, задающей тренды Америке, да и, в какой-то степени, всему миру.
Здесь чувствуется, что фермерские рынки – это не только модно и весело, но и в какой-то степени обыкновенно и привычно для местных жителей. С утра после пробежки вдоль океана можно заглянуть на рынок, выпить свежеприготовленного смузи, купить на завтрак фруктов и зелени, а, может быть, и кусочек бри от известной в округе молочной фермы Cowgirl Dairy.
Конечно, так было не всегда, хотя у американских фермерских рынков длинная история. К примеру, следующей большой нашей остановкой будет фермерский рынок в Мэдисоне (штат Висконсин) – здесь вот уже 45 лет каждую субботу устраивается большой рынок в самом центре города, прямо вокруг Капитолия – здания парламента штата. Но прежде чем добраться до Висконсина, поколесим еще по Калифорнии. Вот, по дороге на старейшую в округе органическую ферму, мы натыкаемся на Farm Stand – то есть фермерский прилавок.
Сюда поутру выкладывает продукты местный фермер, заодно забирает деньги, которые честные покупатели оставили за купленную картошку, тыквы, помидоры. Да-да, здесь нет продавца, овчарки, кассового аппарата и охранника в плохоскроенном пиджаке.
Здесь есть доверие между людьми и поддержка жителями своих же, местных, фермеров. Eat local (ешь местное) – гласят многочисленные рекламные воззвания на фермерских грузовичках или грифельных досках в ресторанах. И калифорнийцы, да и не только они, едят местное, чтобы поддержать свою местную историю, соседей-фермеров, хлеб с маслом которым достается непросто.
Надеюсь, что не ошибусь, сказав, что тренд «Ешь местное» получил движение в массы в 90-х годах прошлого века. Тогда же развитие органического движения тоже получило новый виток – именно в это время выгодность органики прочухали большие компании и начали разворачиваться в этом направлении. Возможно, кампания «Ешь местное» в какой-то степени ответ на приход большого бизнеса на органическое поле. Потребители, которые трудовым долларом голосовали за более честную и здоровую органическую еду, выращенную неподалеку, продолжили поддержку местных фермеров уже под другим слоганом.
Глава Ассоциации в поддержку семейных ферм (Family Farm Defenders) Джон Пэк считает, что еду можно есть только органическую, но если выбирать между «органик» и “local”, то надо выбирать локальное, местное, потому что так потребитель поддерживает свой регион, свою культуру, биоразнообразие и устойчивое развитие территории и противостоит глобальному влиянию транснациональных корпораций, «стремящихся захватить рынок еды».
И вот мы, под предводительством Джона Пэка. пришли на фермерский рынок Мэдисона, полный восхитительных деревенских букетов, декоративных тыковок (народ уже готовится к Хэллоуину) и аппетитных овощей невиданных цветов и фасонов. В 9 утра здесь уже людно, к 10 мы с трудом будем проталкиваться через толпы людей, снующих кругами. И только к 11 утра сделаем первый круг. Да, конечно, мы останавливаемся, разговариваем с фермерами, фотографируем, пробуем.
В какой-то момент я чувствую, что хочу здесь жить, прямо на этой площади, потому что хочется приготовить салаты со всеми видами кейла и разноцветных морковок, отварить этих смешных черных картошек, съесть весь десятилетний чеддар и – обязательно – купить букет из разноцветной кукурузы. А еще отчего-то хочется обзавестись местной овечьей шерсти, которую сваляла эта добрая женщина, удивляющая нас вопросом на чистом русском языке: «Откуда вы?»
Мы из России, где, увы, нет настоящих фермерских рынков. Где и фермеров-то всего ничего. И даже если захочешь поддержать местного фермера, как призывает LavkaLavka, то и дело натыкаешься на заводы и прочие предприятия, мимикрирующие под фермеров – даже на единственном подобии фермерского рынка LavkaLavka в Меге.
Здесь же, на фермерском рынке в Мэдисоне, разрешено торговать своей продукцией только фермерам самолично. Кто установил такие правила? Сами фермеры, участники рынка.
Устав рынка – на десятках страниц, каждый год тайным голосованием они выбирают трех участников Совета Директоров (всего Совет Директоров состоит из 9 человек, и полномочия каждого заканчиваются через 3 года). Правила очень жесткие, за их соблюдением следит Менеджер рынка, которого нанимает Совет Директоров, а зарплату выплачивают из членских взносов.
На рынке строго запрещено торговать не своей, чужой продукцией, за это можно вылететь с этого хлебного места в два счета. А вылететь фермер позволить себе не может, так как лист ожидания торгового места – это шесть лет. Почему? Да потому что это самое прибыльное место для фермера во всей округе (некоторые утверждают, что во всей Америке)! Каждую субботу сюда приезжает более 20 000 человек, и никто не уходит с пустыми руками.
Но выгодна ли выгода фермеров покупателям? Да, скажу я вам, да! Местные цены вполне приемлемы, даже для заезжих русских журналистов, ну а качество продуктов восхищает! Я, как всегда, не удержалась и купила ржаного хлеба из органической муки, разноцветных помидоров, винограда, йогурта, булочек с корицей и ароматнейших яблок различных местных сортов. Все это было очень вкусным (особенно ржаной хлеб, по которому соскучилась) и, как мне показалось, дешевле, чем в Whole Foods.
На настоящем фермерском рынке вы не найдете сыра, сделанного не из молока (а в американских магазинах это нередко, как и в России), здесь нет попкорна из ГМО-кукурузы, почти все мясо, которое продается здесь, заявляется мясом «без гормонов».
Доверяют ли покупатели фермерам, которые не имеют органической сертификации, но рапортуют о том, что их продукция выращена без применения химикатов и прочей синтетики? Ребекка Гудмэн (Northwood Organic Farm), которая торгует здесь около 17 лет, говорит, что да.
Здесь есть честные отношения между продавцом и покупателем, глаза в глаза. Фермеры видят, как растут дети покупателей на их продуктах, Покупатели уверены в честных намерениях фермеров, и готовы им помогать. И в этих отношениях, добавляет Ребекка, есть что-то политическое. Продавцы и покупатели, а вместе – граждане, здесь, на рынке, противостоят засилью промышленной еды, без души, но с пестицидами, большого бизнеса и даже глобализации в целом.
И в этом-то, в общем-то, ничего необычного: одни люди удовлетворяют потребности других во вкусных, честных продуктах, и остаются при этом не внакладе. Только чтобы все сложилось к взаимному удовлетворению надо еще кое-что: фермеры обязаны самоорганизоваться в ассоциации и кооперативы, потому что вместе добиться успехов всегда проще, чем по отдельности.
Ну а покупатели должны задумываться о том, что они покупают и понимать, что их деньги – это мощное оружие поддержки кого бы то ни было: маленькой семейной фермы из ближайшей деревни или очередной мегакорпорации, в которой производство еды – это конвейер, и не более того.