Что такое sustainability: 1. Переосмысление

14 сентября 2018

Быть в тренде означает быть подкованным в вопросах моды. Экологическая мода призывает не только разбираться в мире полезной еды и безвредной косметики, но и понимать, откуда эти тенденции берутся и куда ведут. Другими словами, сегодня актуально быть в курсе модных экологических новинок и владеть языком «сустейнабилити» (от англ. sustainability как устойчивое развитие, экологическая стабильность). Мария Скивко, социолог, PhD по философии, специалист в области sustainability и экологической этики – эти дисциплины она преподает в Германии, – предлагает вашему вниманию основные идеи и принципы этой самой sustainability, то есть экологический устойчивости.

thinking woman

Одна из стартовых идей sustainability заключается в переосмыслении (re-think) и переконструировании/ перестраивании (re-design). Главная задача здесь — посмотреть на свою привычную жизнь с точки зрения экологического подхода. Мы продолжаем жить в тех же самых заданных условиях, но мы меняем свое отношение к ним. Мы осознаем экологические проблемы и свою зависимость от природных ресурсов. Мы ищем возможности наносить меньший вред экологии. Мы переводим свой образ жизни в режим сознательного потребления.

Идеи устойчивого развития основываются на трех взаимодействующих аспектах: экологический, экономический и социальный. Первый ориентирован на сохранение природных ресурсов и биоразнообразия, на сельское хозяйство без пестицидов, на поддержку разработок биотоплива. Второй аспект для производителей затрагивает вопросы честных условий труда и производства, для потребителей же акцент делается на предпочтение локального рынка глобальному. Наконец, социальный аспект включает вопросы доступности образования, равных прав и свобод, решения проблемы бедности в мире. Соответственно, целью «сустейнабилити» является приведение трех аспектов в гармоничное существование; подробнее разберем на примерах.

shutterstock_123205483

Главное, о чем твердят экологи сегодня, это о последствиях глобального потепления. Если вкратце, то деятельность человека (в частности, промышленное производство, добыча и использование топлива) усиливает парниковый эффект, который, в свою очередь, способствует повышению температуры Земли. Как следствие – таяние ледников и изменение уровня Мирового океана. К примеру, Аральское море в Средней Азии, которое до середины 1960-х годов считалось четвертым по величине озером в мире, к 2015 году уменьшилось по площади более чем в 8 раз и стало временно пересыхающим. Другой пример: путешествие самолетом также увеличивает парниковый эффект углеродным следом, потому многие ученые рекомендуют меньше летать (что довольно спорное предложение).

Сегодня также сложно представить свою жизнь без торговых центров и гипермаркетов, без регулярного шоппинга и минимаркета возле дома. Общество потребления еще с 2000-х годов поддерживает установку на массовое потребление; более того, само производство сегодня налажено таким образом, чтобы создавать продукты с низким сроком службы (вспомните, как быстро приходит в негодность бытовая техника и как скоро теряет товарный вид одежда из масс-маркета). Увеличение объемов производства требует поиска нового сырья и энергоресурсов, а как следствие для потребителей — увеличение объемов мусора и сложности (а чаще невозможность) его утилизации. Мы давно уже знаем про пластиковые пакеты, которые разлагаются несколько сотен лет; сознательным покупателям их заменяют биоразлагаемые альтернативы или полотняные сумки.

eco-friendly-reusable-shopping-bag-filled-with-vegetables-and-potatoes-in-a-string-bag

В социальном аспекте одной из главных проблем является перенаселенность планеты. Здесь и проблема нехватки ресурсов и загрязнения атмосферы из-за массового промышленного производства, и морально-этический (и наиболее обсуждаемый) вопрос о контроле рождаемости, а также расовые, этнические и социально-культурные разногласия, принимающие глобальные масштабы. Например, конфликты местного населения с наплывом туристов в туристические столицы, такие, как Париж, Барселона или Амстердам. С другой стороны, развитие экотуризма способствует улучшению местной экономики, инвестированию в туризм и охранные мероприятия на территории заповедников, налаживанию культурных связей и (в некоторых случаях) притоку населения.

О чем это все в нашей с вами реальной жизни? Как найти связь между проблемами на глобальном уровне и нашими ежедневными экопрактиками? Где встретить союзников и получить мотивацию к действиям на местном, локальном уровне? Каким образом составить список покупок, чтобы оставить экослед по минимуму, а получить удовольствие по максимуму? Сознательное потребление, поиск экологических альтернатив, взаимодействие с единомышленниками — это те шаги, с которых следует начать на пути к устойчивому развитию, от локальных действий к глобальным переменам.

Пример из жизни: Британский модный совет заявил на днях об абсолютном отказе от натурального меха на Неделе моды в Лондоне в сентябре этого года, а для самых активных зировейстеров (от англ. zero-waste как нулевой отход) – да и для других сознательных граждан – в Москве в конце этой весны открылся первый магазин без упаковки.

zerowasteshop-msk1

Итак, Мария рассказала про первый принцип «сустейнабилити» – переосмысление и перестройку. Но это только начало. Вас ждет еще шесть принципов, раскрывающих это новое для нас понятие. Продолжение следует… Следующий принцип – в следующую пятницу.

Автор: Мария Скивко, социолог  PhD по философии 

Оставить комментарий