Сахар Bionova: что прикрывает псевдолисток?
Кокосовый сахар марки Bionova с псевдо-органик маркировкой на упаковке недавно был обнаружен на полке среди ЗОЖ-продуктов. На взгляд эксперта – подделка. А вот обычному покупателю будет сложно отделить зерна от плевел. Давайте используем эту неприятную ситуацию во благо – и на этом примере разберем, как отличить настоящий органик от того, что им прикидывается.
Начнем с азов: органик – это международная история. В России, как и в других странах, с прошлого года существует свой органический знак и закон, по которому органическим может называться только продукт, сертифицированный по российскому стандарту. Закон регулирует только отечественную органик-маркировку, а значит, касается продуктов, произведенных в РФ.
Как мы с вами хорошо понимаем, кокосовый сахар в России не вырастет ни при каких условиях, а значит, если мы хотим купить сахар в органик-качестве, то у нас есть два выхода: а) купить импортный продукт (произведенный и упакованный за границей), б) купить импортный сахар, расфасованный в России.
Кокосовый сахар Bionova – это вариант Б. Расфасовать в Подмосковье под своим лого дешевле, чем заказывать то же самое за границей. Но если ты хочешь сохранить органический статус продукта, ты обязан сертифицировать каждую ступень, включая фасовку.
Алгоритм действий таков: пригласить инспектора из европейского сертифицирующего органа, который проведет аудит фасовочного производства, а также проверит все документы на импорт сырья и обязательно отследит по документам: сколько органик-сырья закуплено, сколько растаяло на фасовке и сколько продано. Это в случае, если ты хочешь продавать сахар под европейским органическим знаком евролист.
Знак евролист может стоять на продукте только в том случае, если все производственные ступени прошли сертификацию. Доказательство – органический сертификат на фасованный продукт (в сертификате всегда указывается продукт и способ его фасовки).
Однако Bionova – отечественный производитель и наверняка хочет соблюдать российские законы, по которым органическим можно называть лишь продукт с национальным знаком. И – начинаются проблемы, решаемые, но затратные… По идее, Bionova может пройти сертификацию фасовки по российскому стандарту, но в этом случае сертификатор должен признать органическим сырье с европейским знаком – и на это готовы не все отечественные органик-сертификаторы.
Проблема – в политике. Россия (по крайней мере, устами спикеров Роскачества и Минсельхоза) не готова признавать любые международные органик-знаки в одностороннем порядке. Только в том случае, если тот же ЕС признает российский стандарт и знак на своей территории, официальные лица готовы говорить о признании европейской сертификации.
В то же время экспертное сообщество (российское и международное) уверено: говорить о взаимопризнании с ЕС, США, Китаем или Японией слишком рано. Наш стандарт, а главное – институт органической сертификации находится пока в стадии становления. Для сравнения: межнациональный органик-стандарт ЕС был принят в 2008 году, и с тех пор проходил многократные усовершенствования. Система органической сертификации в Европе, в свою очередь, ведет отсчет с прошлого века.
Но мы отвлеклись от Bionova, которая, оказавшись в непонятной ситуации, решила сэкономить и схитрить: дать понять своему потребителю, что продукт как бы органик, но не написать при этом слово “органический” на упаковке, чтобы не иметь проблемы с российским законодательством.
Правильно ли поступила Bionova? Нет! Ставить неподтвержденный органический знак Евросоюза на упаковку неправомерно.
Хочешь донести до потребителя, что продукт органический – действуй по закону – проходи сертификацию – и ставь соответствующий знак: российский или европейский. Без сертификации ни слово “органический”, ни маркировка “евролист” не могут фигурировать на продукте, как ни крути.
Но в этой неприятной истории должен быть хороший конец. Мы связались с брендом Bionova (НоваПродукт АГ) накануне публикации. Нас сразу соединили с начальником отдела качества Сергеем Воскобойниковым. Сергей подтвердил наше предположение, что с помощью стилизованного евролиста компания хотела уйти от слова “органический” на упаковке и согласился, что это далеко не лучшее решение бренда: “Мы хотели донести до потребителя, что продукт высокого качества и с помощью знака объяснить его дороговизну”. Более того, представитель Bionova уверил нас, что следующие партии кокосового сахара будут продаваться в новых упаковках без стилизованного знака евролист. Это должно случиться уже в следующем году.
Мы будем следить за развитием событий. И с удовольствием напоминаем себе и вам, что 5 лет назад наши публикации о неправомерности знака евролист на продуктах UfeelGood (тоже фасовка органик-сырья в России) в итоге возымели успех – производитель снял неправомерный знак со своей упаковки. Следующая цель – проверка сертификации продукции Bioteka, размещающей знак USDA Organic на импортных продуктах, фасуемых в России.