Сертификация органических (био) продуктов питания
Что такое органические (био) продукты
Во всем мире продукты питания маркируются знаками экологической безопасности, которые связаны с ведением органического сельского хозяйства. Оно подразумевает под собой поддержание здорового состояния почвы, экосистемы и заботу о здоровье людей. Согласно концепции Международной федерации движений за органическое сельское хозяйство IFOAM, основные принципы – это здоровье, экологичность, забота и справедливость.
Стандартами органического сельского хозяйства запрещено использование пестицидов, гербицидов, протравливание семян. В животноводстве важен отказ от содержания животных в стойлах круглый год, необходим выпас скота, запрещены регуляторы роста и антибиотики и др. Кроме того, невозможно использование генетически модифицированных организмов (ГМО).
Как найти органические продукты питания в России
В России на лето 2013 года отсутствуют законы о сертификации органической сельскохозяйственной продукции. На данный момент любой производитель может назвать свою сельхозпродукцию словами “органическая”, “экологическая”, “био”, вне зависимости от того, использует ли он пестициды, ГМО в растениеводстве или гормоны роста для откорма скота.
Чтобы подтвердить экологически чистое происхождение продукции, некоторые российские хозяйства, практикующие органическое земледелие, проходят добровольную сертификацию через представительства европейских сертификаторов – и в этом случае их продукция признается странами ЕС как органическая. Другие производители получают сертификаты различных частных российских организаций (например, знак “Листок Жизни”, “Агрософия”) или вводят свои собственные системы экосертификации (например, фермерский кооператив LavkaLavka), и в этом случае официально такой сертификат признается только самим сертификатором.
Тем не менее, некоторые органик-знаки, признанные во всем мире, маркируют продукты, продающиеся в России. Самый известный среди них – Евролист.
“Евролист” (Euro-leaf) – новый знак Европейской системы сертификации органической продукции, который был изменен в 2010 году. Сама система утверждена в марте 2000 года Европейской комиссией. Знак обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза. У нас в магазинах его можно увидеть на импортных биопродуктах, а кроме того, знак “Евролист” получили подмосковное молоко и молочные продукты под маркой “Это лето”, крупы под маркой “Аривера”, выращенные в Мордовии, и овощи из хозяйства Ивана Новичихина (Краснодарский край) и др.
Кроме собственно знака на этикетке продукта должна содержаться информация о месте производства. Есть три обозначения: «EU Agriculture»( на территории ЕС), «non-EU Agriculture»(на территории третьих стран, но в соответствии нормами, определенными для стран ЕС) и «EU/non-EU Agriculture» (и ЕС, и третьи страны, в соответствии нормами, определенными для стран ЕС). Важно: если более 98% материалов, составляющих продукт, были выращены на территории ЕС, то страна производитель будет указана на упаковке.
С 1 июля 2012 года «Евролист» должен был заменить все национальные логотипы стран ЕС, однако многие из них существуют параллельно до сих пор.
В феврале 2011 года IFOAM предложила свою систему органических гарантий и ввела новый мировой знак качества “Всемирный органический знак” (Global Organic Mark). По мнению организации, слишком большое количество органик-знаков приводит потребителя в замешательство, поэтому IFOAM предложила использовать собственый знак и стандарты во всем мире.
Национальные системы сертификации органических продуктов
Национальный знак Германии “Печать БИО” (Bio-Siegel) используется с сентября 2001 года. Только производители, которые подчиняются требованиям EU Organic Farming Regulation и обязательным проверкам, имеют право продавать свою продукцию как органические, натуральные и экологические товары и, соответственно, маркировать их специальным знаком Bio-Siegel.
Для немецких покупателей наличие такого знака имеет большее значение, чем знака ЕС, потому требования к качеству продуктов органического происхождения в Германии выше, чем в ЕС. Но если на упаковке присутствуют сразу оба знака, то это, очевидно, даже лучше.
Шведский знак “KRAV” был принят в 1985 году для маркировки сельскохозяйственной продукции. Контролируется управлением по сельскому хозяйству Швеции и Национальным департаментом продуктов питания Швеции.Около 3 тыс. фермеров и 450 компаний имеют право использовать/продвигать продукцию, сертифицированную KRAV.
Швейцарские “The BIO Suisse Bud” и “The BIO-Bud” используются для маркировки органической продукции, продаваемой на территории страны. В Швейцарии более 760 компаний получили право использовать “The BIO Suisse Bud”. На каждом продукте указан номер сертификата и название сертифицирующего органа.
Французский знак “AB” (сокращение от Agence Bio – Французское агентство по развитию и продвижению органического сельского хозяйства). Agence Bio – это группа, выражающая общественные интересы и отвечающая за развитие и продвижение органического сельского хозяйства.
Продукты, на которых стоит этот знак, гарантируют содержание более 95% органических компонентов. Также, продукты должны быть выращены в ЕС (исключение – экзотические продукты).
Американский USDA organic – это Национальный Органический Стандарт, разработанный Министерством сельского хозяйства США. Он был принят в рамках национальной программы по переходу граждан Америки на потребление здоровых и натуральных органических продуктов, поэтому его уникальность в том, что он закреплен на государственном уровне.
Сертификацию по нему имеют право проводить только специалисты американского Департамента сельского хозяйства.
Изначально стандарт был создан для пищевых продуктов, но теперь его используют так же и для сертификации косметики.
Его также используют для подтверждения экологического соответствия экспортируемых или импортируемых продуктов, поэтому действует он не только на территории США.
Использована книга Елены Смирновой “Экологическая маркировка”