Что стоит за экомаркировкой?

Татьяна Лебедева 11 марта 2021

В последнее время я часто натыкаюсь на недоверие или пренебрежительное отношение к экосертификатам натуральной косметики или бытовой химии. “Знак “Экосерт” только цену увеличит”, “экостандарты допускают критичные ингредиенты”, – комментируют в инстаграме. Отдельные блогеры и вовсе противопоставляют свое мнение экспертизе международных экостандартов, созданных и поддерживаемых десятилетиями группами экспертов, включая научное сообщество. При этом подвергаются под сомнение не потребительские свойства, а безопасность, натуральность, экологичность продукта. Аргументы в духе “я посмотрела состав и считаю”, что…

Эта тенденция тревожна. Экомаркировка – единственный объективный критерий оценки экологичности продукта для широкого круга потребителей, а также ритейла и официальных лиц. Остальные оценки субъективны, и основываются на мизерном количестве информации. Я попросила Кирстен Хюттнер (ekokosmetika.ru) помочь рассказать о том, что стоит за знаком экомаркировки на примере знаков стандартов косметических стандартов COSMOS и NaTrue.

Каждая экомаркировка соответствует своему стандарту. Критерии стандарта могут быть менее или более жесткими в отношении определенных ингредиентов. Но так же важен и  путь прохождения сертификации: документальная проверка или очный аудит. Сертификация, подразумевающая очный аудит, вызывает больше доверия.

Самые авторитетные в Европе и России международный стандарты для натуральной косметики – COSMOS и NaTrue – призваны определить принадлежность продукта к рангу натуральной/органической косметики, а также его безопасность для природы и человека.

Стандарты не определяют, подойдет ли продукт именно вам, но подтверждают, что все ингредиенты и производственные процессы максимально экологизированы.

Чтобы проверить продукты на натуральность и безопасность, помимо работы с документами (которой ограничиваются менее значимые и известные стандарты как Icada или Bio.Rus), в COSMOS и NaTrue обязательно проводят аудит производства косметики. Это означает, что на завод приезжает инспектор и отслеживает весь производственный процесс от склада сырья до склада с отходами. Инспекция проводится раз в год. И сертификат выдается только сроком на год. А значит через год проверка повторится.

Что еще проверяется в процессе сертификации?

1. Происхождение сырья для ингредиентов. Допустим, пальмовое масло, широко используемое в косметике, в том числе, для создания ПАВов должно быть только из ответственных источников, то есть леса не вырубались, обезьяны остались живы.

2. Процесс производства косметических ингредиентов. Здесь разрешены только те процессы, которые одобрены в рамках зеленой химии (помним, что именно в процессе производства ингредиент может быть заражен диоксинами, поэтому процессы не менее важны, чем сами ингредиенты). Исследуется биоразлагаемость и даже безотходность производства (чтобы сырье использовалось максимально и полностью).

3. Биотехнологические процессы производства ингредиентов на предмет использования ГМО и других, не разрешенных стандартами технологий. Например, лимонная кислота в большинстве случаев производится с помощью ГМО. Зная это, сертификаторы относятся к этому и другим подобным ингредиентам с особым вниманием и требуют убедительных  доказательств использованных процессов.

4. Проверяется формула каждого сертифицируемого средства, проводится подсчет массы органических ингредиентов, а также прослеживается количество закупленного и израсходованного сырья. Чтобы из трех органических ромашек нельзя было сварить тонну ромашкового крема.

5. Инспектируется упаковка, в том числе, на предмет завиральных клеймов. Гринвошинг и введение потребителя в заблуждение недопустимо.

6. Хранение продукта: отслеживается соблюдение санитарных норм, а также прозрачность всех процессов.

7. Упаковка должна соответствовать стандартам перерабатываемости и минималистичности (стандарты со временем ужесточаются в отношении экологичности упаковки).

8. Воздействие на окружающую среду и обращение с отходами: энергоэффективность, использование воды, минимизация отходов и их переработка – все это прописано в стандартах. 

Да, как многие справедливо замечают, экостандарты не отвечают за эффективность косметики. А кто отвечает? Сегодня ответа на этот вопрос не даст ни один косметический эксперт, так как лучшего критерия, чем повторная покупка, для измерения эффективности пока не изобрели.

Итак, вы узнали, что стоит за знаком сертификатов COSMOS и NaTrue на упаковке вашего крема. Теперь самое время подумать: что стоит за мнением блогера о недостаточной безопасности или натуральности того или иного продукта с экосертификатом.

Нужные ссылки:

База данных продуктов, сертифицированных Cosmos

База данных по ингредиентам, сертифицированных Cosmos

База данных продуктов и ингредиентов, сертифицированных NaTrаue

2 Комментария
  • 29.03.2021
    Рома Назаров

    Спасибо за статью, буду критичнее читать ведущих блогеров и проверять высказываемые ими тезисы через независимые источники.
    Автору: вызвали протест Ваши слова “Экомаркировка – единственный объективный критерий… остальные оценки субъективны и основываются на минимальном количестве информации”. Неправильно возводить экомаркировки в ранг непререкаемого авторитета, а остальных отметать.
    Если независимые мнения противоречат мнению экомаркировок, в этом может быть недоработка не только блогеров, но и экомаркировок. Последним стоит спросить себя: “Раз о нас пишут неправду, может быть, мы недоработали в задаче ликбеза для блогеров?”

    • Татьяна Лебедева
      30.03.2021
      Татьяна Лебедева

      Возможно, не единственный объективный. Есть еще мнение проф. сообщества, которое, безусловно, могут транслировать блогеры. Но, видимо, я других блогеров имела в виду – тех, которым вообще экомаркировка не указ

Оставить комментарий