Слишком много машин и мусора

12 июля 2017

Париж по сравнению с Москвой город маленький, проживает 2,3 миллиона человек. Даже, если брать цифру по “большому Парижу”, то есть город и близлежащие территории, вроде нашей Новой Москвы, то получится чуть больше 10 миллионов жителей. Но проблемы у Парижа московские: слишком много машин, которые больше всего портят воздух города, и слишком много мусора. Наташа Парамонова выясняла, как парижане с этим справляются.

 

baloon-airparif-1244507-jpg_1116712

– Парижская мэрия – это как нянька. Когда есть какая-то проблема, идете туда. С сортировкой мусора, с грузовиками под окнами, за разрешениями на парковки, с грязным воздухом или водой, по любому поводу – только туда. Знаете, для французов главная ценность – это человек, индивидуальность, поэтому при решении любого вопроса в приоритете будет личность. Даже раздражает иногда, не все же адекватные, а власти все равно возятся, – поясняет наша переводчица Елена Карлин, которая уже 20 лет живет в Париже.

Собственно и материал родился из ее комментариев, потому что одно дело – слушать экспертов и чиновников про парижские экологические инициативы, и совсем другое дело, когда житель Парижа рассказывает о своей повседневной экологии.

Электромобили в каршеринге

Каршеринг – это сервис совместного использования автомобилей. В России он тоже есть, в Москве серые Хендай с рыжими полосками встречаются на каждом шагу. Что касается электромобилей, то пока такого в столице нет, а в Париже есть, и тоже на каждом шагу. Предоставляет автомобили в аренду компания Autolib и, как утверждает сайт прокатчика, это первое в Европе бюро по прокату электромобилей. В краткосрочную аренду дают 4-х местное авто марки Bluecar, произведенное в Италии.  Для того, чтобы воспользоваться сервисом, нужно стать клиентом, оформить карту и с помощью мобильного приложения находить и бронировать автомобиль. В части использования система ничем не отличается от обычного каршеринга. Электромобилей в Париже у Autolib – 4 тысячи, а в России на всю страну около 3 тысяч машин в каршеринге.

car

Сами машины не слишком заметны, а заправку сначала и не отличишь от столба или паркомата, но, когда одни раз увидишь, потом уже замечаешь на каждом шагу.

Когда въезд запрещен?

Во Франции загрязнение воздуха называют третьей причиной преждевременной смертности. Именно этим фактом и обосновывали власти Парижа введение запрета на въезд автотранспорта, если в городе смог, дабы не ухудшать ситуацию.

air-de-paris-ballon

Степень загрязнения оценивает специальная ассоциация Airparif. Ее специалисты ежедневно выдают прогноз загрязнения на день и на ближайшие дни. Он зависит от погодных условий и данных от предприятий – источников загрязнения. Полученные сведения загружаются в три модели, которые выдают прогноз, а эксперты корректируют его, исходя из своего опыта. Самая неблагоприятная ситуация, когда нет ветра, а значит выбросы не выносит из города. Если штиль сохраняется в течение нескольких дней, то концентрация вредных выбросов, в первую очередь, от машин в городе растет. Чтобы снизить уровень загазованности до того, как подует ветер, французы снижают количество автотранспорта в городе.

Система работает так: каждый автомобиль в зависимости от типа двигателя получает маркировку от 1 до 6, которая обозначает степень его влияния на окружающую среду. 6 – это плохо, 1 – хорошо и еще есть специальная маркировка для электромобилей. Итак, если Airparif выдает предупреждение о повышенном содержании выбросов, то мэрия может принять решение о запрете на въезд автотранспорта в город. Предупреждение об этом распространяется по всем СМИ и водители получают извещение. Если водитель все-таки въехал в город на “грязном” автомобиле, то его ждет штраф от 22 до 137 евро. Как говорят парижане, пока система не слишком хорошо работает – штрафуют мало и суммы маленькие.

Но и ввели эту сстему только в начале этого года, дальше власти обещают, что будет строже.

Велосипед – это общественный транспорт

Развитие велосипедного движения принято во Франции как государственная программа. Арендовать велосипед для жителя Парижа – как купить проездной на метро – зашел в мэрию, оформил и пользуешься велосипедами с любой парковки.

Vélib

Велосипед вписан в городские маршруты движения, потому власти выяснили и приняли к сведению, что велосипед идеально использовать на расстоянии от 3 до 5 километров, чтобы добраться до метро или поезда, например.

В Париже на велосипедах совершается более 300 тысяч поездок ежедневно. Для города с населением 2,3 миллиона жителей – это прилично. Всего в прокатной сети Velolib в Париже 23,6 тысячи велосипедов и 1800 станций проката. Для сравнения в Москве, прокатных велосипедов  менее 2-х тысяч, а  станций проката – 150.

Велосипедистам создают безопасные зоны для движения. Так в Париже с недавних пор выделены три дорожные сети: для автомашин, для пешеходов и для велосипедистов. Пользоваться велопрокатом в Париже в течение 7 дней обойдется в 7 Евро.

Сортируйте ради бога

Во Франции нет системы штрафов за неразделенный мусор. Работают только убеждение, пропаганда и удобство. Власти создали удобную систему сортировки и сбора отходов. Как рассказывают пионеры мусорного движения, сначала пытались разделять на сортировочных комплексах, но это оказалось дороже, чем убедить жителей разделять отходы.

musor

По данным Министерства экологии и солидарного перехода Франции, из 100% бытовых отходов одного француза, в среднем, 31% сжигают, 26% отправляется на переработку, еще 26% – на свалку, 16% – на органическую переработку и лишь 1% отходов сжигают без последующего производства энергии.

Переработка и сбор отходов, в среднем, в год одному жителю региона обходятся в 113 евро, ежегодно бюджет получает от такого налога порядка 6,8 миллиардов евро. Еще 1,2 миллиардов евро поступает от экологического сбора, который взимается с покупателей бытовой техники, мебели и так далее.

Как считают чиновники, сейчас число граждан, которых удалось убедить разделять мусор достигло максимального предела, осталось понять как убедить в необходимости разделения отходов заядлых неразделителей. В среднем, по стране 43% мусора идет на переработку.

В жизни сознательного француза разделение выглядит так. Пластик в один контейнер, картон и бумагу – в другой, стекло – в третий, пищевые отходы – в четвертый. Батарейки, бытовая техника, новогодние елки, мебель и тому подобные отходы французы везут на пункты приема отходов. Каждый приехавший самостоятельно раскладывает свой мусор по нужным контейнерам.

Если говорить в целом, то “зеленый” Париж – это принятая программа действий, остальное – детали, как создать условия, найти технологии и поддержать жителей жить в чистом городе. В целом, если говорить о Франции и ее “зелености”, то все можно начинать с фразы “они договорились”, то есть жители страны через свои государственные институты договорились. Как мне кажется это сложно, потому что в любых переговорах от мусора до чистоты воздуха участвует несколько сторон, но зато потом система работает без угроз, штрафов и протестов.

Оставить комментарий