Ненавязчивые рассказы из жизни реальных батончиков

16 декабря 2016

Как поставить производственную линию еды для себя, чем хорош инулин и плох пыльный цикорий, сколько времени уходит на создание нового вкуса и батончик с каким вкусом пока не изобрели. LookBio простыми словами о батончиках Bionova и их создательнице Александре Гудимовой. 

gudimova

Александра Гудимова (Фото Семена Каца для Forbes)

Есть нечего

Кто же не сталкивается с этой проблемой? Задумаешься, чем бы перекусить, чтобы быстро и полезно, а есть нечего – не бутерброд же в самом деле! А если вы балерина, то вам придется совсем плохо: за весом, как за шпионом, следи; сама готовь, чтобы гадость не съесть; ешь полезное – забудь о вкусностях.

В таких условиях у тогда еще балерины, Александры Гудимовой, сложилось стойкое ощущение, что в жизни не хватает еды. Поэтому в один поначалу ужасный период, когда с карьерой танцовщицы пришлось прощаться, Александра решила заняться семейным делом: компанией-производителем продуктов питания “Новапродукт АГ”.

Ее дипломной работой в Высшей школе экономики стал проект производственного стартапа продуктов питания. Александра разработала новую линейку здоровых и сытных продуктов под брендом “Бионова” (Bionova). Проект одобрили в компании и выделили денег на его запуск.

В начале были кранчи

Первым продуктом под маркой Bionova стали мюсли-кранчи. Для их производства в 2013 году было закуплено дополнительное оборудование стоимостью 20 миллионов рублей.

Затем линейку здорового питания дополнили напитки и подсластители, а в 2015 году для производства батончиков закупили три технологические линии за 7 миллионов рублей.

К моменту выхода на рынок батончиков, последние уже не были диковинкой, уже существовали раскрученные российские марки качественных батончиков Bite, Pikki, Fit Fruit. И все же места на рынке для нового участника оставалось достаточно.

Особенный батончик

bionova-batonchik

Как и в любом деле, батончик Bionova, согласно маркетинговым азам, должен был отличаться от конкурентов. Основную “фишку” Александра и технологи компании взяли из другого своего продукта – цикория.

“В 2005 году мы, “Новапродукт АГ”, привезли в Россию цикорий. Тогда об этом продукте никто толком не знал. Мы проводили масштабную рекламную компанию, даже по первому каналу в передаче “Будьте здоровы!” рассказывали о пользе цикория. В результате подняли себе продажи, но и заработали конкурентов, которые работали на очень дешевом сырье”, – поясняет Александра.

По словам Александры, основная ценность цикория в содержании природного пребиотика инулина. Хороший, дорогой, гранулированный цикорий содержит его до 60%, а дешевая цикорная пыль – максимум 20%.

Инулин улучшает микрофлору кишечника, стимулирует рост и активность полезных бифидобактерий. Поэтому столь ценный продукт и был включен в батончики Bionova, цель – увеличить полезность и отличаться от конкурентов.

Инулин в батончиках несет и другую нагрузку: он выступает связующим компонентом вместо глюкозно-фруктового сиропа, как бывает в батончиках других производителей.

Чистим, перемешиваем и подсушиваем

Я пыталась напроситься на производство, чтобы своими глазами увидеть, как делают батончики, но это оказалось не так просто. Коммерческая тайна, снимать не получится, мы сами вам пришлем – стандартный набор ответов для производственной компании. Что же мне, как и вам остается довольствоваться словесным описанием процесса.

Ингредиенты для батончиков проходят предварительную очистку и обработку в несколько этапов. Орехи, сухофрукты, семена – все очищается отдельно, затем подсушивается и только на следующий день попадает в огромный профессиональный блендер или миксер. В течение часа компоненты смешиваются, а затем выдавливаются в большой орехово-фруктовый пласт.

Этот пласт режут на батончики и отправляют в сушку на 40 минут, чтобы в очень щадящем режиме подсушить получившуюся массу. В итоге получаются батончики, в которых сохраняется питательный сок сухофруктов, но в тоже время они способны держать форму.

Какой вкус сделать нельзя?

Вы как думаете, какой батончик производителям не удалось воспроизвести: банан, яблоко, вишня, апельсин?

Пока вы думаете, знайте, что новый вкус создается полгода. Технологи думают, делают, тестируют, еще раз тестируют, проверяют состав на уровне нутриентов, корректируют, потом запускают в производство. Если к базовому вкусу надо что-то добавить, то можно и за два месяца уложиться.

Тестирование вкусов происходит вслепую. То есть, дали вам батончик, завязали глаза и спрашивают, какой вкус? Пока технологам не удалось сделать так, чтобы дегустаторы с закрытыми глазами сказали: вишня! Именно этого вкуса в своих батончиках “Бионове” пока добиться не удалось.

В самом начале было разработано около 20 вкусов. Образцы раздали всем сотрудникам компании, и их родственникам тоже досталось. После дегустации каждый заполнил анкеты, где указал понравившиеся и непонравившиеся качества каждого из батончиков. В результате этих тестов компания остановилась на 6 вкусах: яблоко-клубника, клюква-орехи, апельсин-орехи, инжир-орехи, шоколад-орехи, инжир-орехи-белок.

Я пытаю Александру про сложности, которые стояли на пути создания батончиков. Она на несколько секунд замолкает, а потом говорит: “да, мы ездили в Европу, смотрели, как производят, выбирали поставщиков, но это рабочий процесс. Даже не могу сказать как батончики поменяли мою жизнь. Рождение ребенка – точно поменяло”.

Дешево или дорого

Продукция под брендом “Бионова” изначально была ориентирована на дорогой сегмент продуктов для здоровья. Полгода ушло на налаживание поставок в розничные сети.  Батончики бренда стоят от 75 рублей и найти их можно как в “Перекрестке”,так и в аптеках 36.6 и А5. Однако не в  каждой сети вы найдете и кранчи, и подсластители, и батончики. В 2016 году компания открыла свой интернет-магазин, где представлена вся линейка продуктов.

По данным, который приводит Forbes, “Бионова” тратит на маркетинг около 7% бюджета. Основные каналы продвижения – социальные сети, бьюти-блоги, музыкальные и гастрономические фестивали.

Чего не найти на упаковке

“Так иногда посмотришь, что на упаковках пишут, мол, худеть-то помогает, печень восстанавливает, настроение улучшает. Сразу хочется и у себя на пачку что-то такое нанести”, – говорит Александра.

Однако разгуляться маркетинговым обещаниями не дают лаборанты компании. Любое заверение на пачке должно быть подтверждено исследованиями или собственными или научными.

Поэтому на  батончике “Бионова” вы найдете только составы батончиков и информацию о полезных свойствах инулина.

Мне показалось интересным, что у батончиков есть номера и указано их назначение. Например, батончик №1 “на прогулку”, а №9 “на тренировку”. Навигацию для покупателя это точно облегчает.

В Новом году на перекус только хорошие батончики и здоровья нам всем!

Оставить комментарий