Kosmetika Look: псевдонатуральная косметика

05 августа 2013

БЕСЕДЫ О КОСМЕТИКЕ – наш совместный проект с доктором Кирстен Хюттнер и ее инфопорталом EKOKOSMETIKA.RU

В первой беседе Кирстен Хюттнер рассказывает о своей классификции косметики и открывает глаза на обширный желтый сегмент рынка – псевдонатуральную косметику, которую легко спутать с натуральной.

желтый цвет косметика

Татьяна Лебедева (LookBio) – Т.Л: Кирстен, у Вас есть своя особая классификация косметики: натуральная, псевдонатуральная и традиционная. С традиционной все более-менее ясно – ей завалены все косметические магазины. А вот что такое псевдонатуральная косметика?

Кирстен Хюттнер (Ekokosmetika) – K.Х: Эта косметика, которая содержит натуральные ингредиенты, она еще часто называется растительной. В Германии такого рода косметику мы называем “почти натуральная” или “похожая на натуральную”. Марки псевдонатуральной косметики обычно акцентируют внимание на том, что главный ингредиент у них – натуральный, растительный. Например, “Ив Роше”, “Грин Мама” или The Body Shop: в названии продукта, на его упаковке мы сразу видим этот «натуральный» акцент. При этом в составах их продуктов можно найти сомнительные химические ингредиенты, например, парафин или какие-то консерванты, которые не совсем безопасны.

ТЛ: Но потребителям хочется верить, что в группе «почти натуральной косметики» используются все-таки более щадящие вспомогательные компоненты.

КХ: Именно для этого я принесла с собой журнал Öko-Test («Эко-Тест» – авторитетное немецкое издание, тестирующее разнообразные товары – прим. ред.) Хороший пример – шампунь. Например, у “Боди Шоп” есть банановый шампунь, который, в целом, по составу, нормальный – там нет опасных элементов, например, отдушки, которая может вызвать аллергию. Но там есть полиэтиленгликоль, которого не найти ни в натуральном шампуне Weleda ни в “Натуре Сиберике».

ТЛ: Я пользуюсь американской базой EWG Skin Deep. Согласно ей, полиэтиленгликоль при производстве может быть заражен диоксином или оксидом этилена, что потенциально довольно опасно.

К.Х.: Да, но смотрите: в банановом шампуне The Body Shop только этот потенциальный нежелательный ингредиент. А вот французская марка Phyto, которая позиционирует себя как псевдонатуральная, содержит в своем составе отдушку искусственного мускуса, который не только является аллергеном, но еще и остается в теле – его можно обнаружить в грудном молоке. Большинство серьезных компаний уже давно его не используют, но все настолько любят этот запах мускуса, что Phyto решила включить его в состав. В этом же шампуне присутствуют галогенные соединения, которые плохо влияют на кожу.

доктор Кирстен Хюттнер, эксперт по экокосметике Россия - Германия, главред Ekokosmetika.ru

доктор Кирстен Хюттнер, эксперт по экокосметике Россия – Германия, главред Ekokosmetika.ru

Т.Л.: Надо же! При этом Phyto – довольно дорогая марка. Платишь немалые деньги, а там – искусственный мускус, который не выводится из организма. Ничего себе подарочек! Но если вернуться к тестам шампуней журнала «Эко- Тест», то какую оценку получили банановый шампунь The Body Shop и Phyto?

К.Х.: The Body Shop получает четверку (из пяти баллов – прим. ред.), потому что используют полиэтиленгликоль. А Phyto получает двойку, потому что, кроме полиэтиленгликоля, в нем присутствуют искусственная мускусная отдушка  и галогенные органического соединения.

Т.Л.: Нам, наверное, надо пояснить для читателей, на основе каких данных «Эко-Тест» оценивает косметику.

К.Х.: Они всегда проверяют состав, а также делают лабораторные аналитические исследования. Например, в псевдонатуральной косметике, чтобы стабилизировать отдушки, часто используют стабилизатор запаха  – диэтилфталат (Diethyl phthalate). Это вещество может быть заражено диоксином. Но вы никогда не увидите его в составе ингредиентов, потому что диоксин содержится уже в готовом запахе, который покупает производитель. Поэтому «Эко-Тест» всегда проводит лабораторную экспертизу.

Т.Л.: Если говорить о шампунях, то еще один маркер – используемые ПАВ (поверхностно-активные вещества), которые в псевдонатуральной косметике, например, у Ives Rocher, вполне могут быть сделаны на основе нефтепродуктов.

К.Х.: Да, в псевдонатуральной косметике они есть. В натуральной косметике, напротив, в шампуни не разрешено добавлять лаурилсульфат натрия, сделанный из нефтепродуктов, потому что он опасен для окружающей среды. Но главная причина – он может давать раздражение на коже. Но ПАВы могут быть сделаны из растительного сырья, из кокосового масла, например. Такой ПАВ дает любимую привычную пену, и при этом безопасен для кожи и окружающей среды.

Т.Л.: По большому счету, получается, что псевдонатуральная косметика прикидывается натуральной. Но как бы вы сформулировали разницу, различие между натуральной и псевдонатуральной косметикой?

kirsten huttner tatiana lebedeva 4

К.Х.: В моей терминологии псевдонатуральная косметика относится к желтой группе. Натуральная косметика относятся к зеленой группе – это та косметика, в которой нельзя использовать химические ингредиенты, если существуют природные альтернативы. В зеленой группе может быть натуральная косметика просто с оливковым маслом или маслом, выращенным в экологически чистом сельском хозяйстве, т.е. органическая косметика. Натуральную и органическую можно объединить в одну группу, потому что они обе безопасны для всего окружающего.

Т.Л.: Получается светофор: зеленый – натуральная. Желтый – псевдонатуральная. Традиционная косметика, соответственно, обозначена красным цветом. Про возможные опасности традиционной косметики давайте поговорим в следующий раз. На натуральной косметике остановимся, наверное, позже. Но что значит желтый цвет относительно псевдонатуральной косметики? Надо быть настороже?

К.Х.: Да, в псевдонатуральной косметике нет никаких ограничений. Они могут использовать 90% чего-то натурального и при этом добавлять в продукт силикон, парафин и вредные красители.

Т.Л.: Выходит, что все эти цветы на упаковках и особый «природный» дизайн магазинов, как у L’Occitane, ничего не значат?

К.Х.: Цветы и растения на упаковке не значат, что все ингредиенты адекватно отвечают требованиям натурального и органического. Близость к природе – просто вопрос маркетинга, вопрос позиционирования. В баночках косметики из «желтого» сегмента может быть обычная косметика, содержащая потенциально опасные консерванты,  раздражающие кожу ПАВы и прочее, а может встретиться и натуральная косметика, которая не содержит ни одного вредного вещества. Возвращаясь к тому же L’Occitane: не все продукты содержат потенциально вредные ингредиенты, но они могут добавить силикон в крем, бальзам или шампунь просто для того, чтобы покупатели получили ожидаемый эффект. Потому что L’Occitane позиционирует себя как косметика из Франции, и у вас должно быть соответствующее ощущение. Кстати, они не заявляют, что являются органической косметикой.

Т.Л.: Официально – нет. Но стоит спросить консультанта, натуральная у них косметика или нет, она обязательно скажет, что да, натуральная. Помню, одна девушка из магазина L’Occitane уверяла меня, что шампунь имеет сертификат натуральности, ссылаясь на знак Ростеста (стандаратная гос. регистрация любого продукта – прим. ред.).

К.Х.: Консультанты часто уверяют, что все натуральное, правда.

Т.Л.: По сути, они вводят меня, потребителя, в заблуждение. Как же отличить натуральную косметику от той, что прикидывается натуральной?

kirsten huttner tatiana lebedeva

К.Х.: Это очень сложный и важный вопрос. Самый простой способ – посмотреть, сертифицирован ли продукт по заданным западным стандартам, например, ECOCERT, COSMEBIO, BDIH, ICEA, NaTrue. Если вы придете в аптеку и спросите у консультанта, натуральная ли у вас косметика, то услышите в ответ: “Да-да”. Если спросите, сертифицирована ли она, консультант опять же ответит: “Да, сертифицирована”, ссылаясь на сертификат соответствия, как та девушка в L’Occitane. Но вам нужен экостандарт, потому что именно он будет гарантией того, что в составе нет ничего опасного.

И тем не менее в аптеке вместе со сертифицированной натуральной косметикой как Weleda и Sanoflore, может продаваться хорошая натуральная косметика, без экосертификатов. Например, Annemarie Boerlind или Styx не все сертифицируют, и происходит это по разным причинам. Скажем, небольшая компания делает прекрасную косметику, но не имеет достаточно денег для процесса сертификации по западным стандартам.

Т.Л.: Соответственно, мы приходим к тому, что надо учиться читать состав косметики?

К.Х.: К сожалению, другого ответа у меня нет: если мы не найдем сертификат на упаковке, и консультант не может доказать, что косметика натуральная, то остается только очень внимательно читать ингредиенты в составе: парафин, полиэтиленгликоль (PEG), лаурилсульфат натрия (Sodium Lauryl Sulfate) и прочая и прочая.

Т.Л.: Мы обязательно вернемся к правилам «как читать состав косметики» в следующей беседе, а пока я бы хотела услышать Ваше мнение относительно самых популярных псевдонатуральных брендов. Например, Lush с их назойливыми запахами – у нас все думают, что это натуральная косметика.

kirsten huttner 2

К.Х.: Lush – псевдонатуральная косметика, потому что они используют спорные ненатуральные красители, синтетические отдушки и парабены. Однако у Lush есть плюс – много продуктов в сухом виде – туда нельзя подмешать ужасные консерванты. Что касается запахов, то если резкий сильный запах остается надолго, можно исключить, что это натуральная косметика, ведь роза или лаванда так сильно и долго не пахнут. Сильные стойкие запахи дают только искусственные отдушки.

Т.Л.: С Lush разобрались. А вот, к примеру, Ives Rocher, которые называют себя «растительной косметикой».

К.Х.: У Ives Rocher есть несколько сертифицированных натуральных продуктов: пена для ванны, шариковый дезодорант, серия натуральных кремов для лица. В остальном, это обычная косметика, которая позиционирует себя как близкая природе.

Т.Л.: У The Body Shop не так давно тоже появилась органическая линия, основанная на увлажняющих свойствах масла бабассу, сертифицированная Ecocert. Как минимум, хорошо, что эти бренды, которые довольно распространены, движутся в натуральном органическом направлении. А Вы как думаете?

К.Х.:  Безусловно, хорошо, и, надо сказать, весьма логично. Это даже международный тренд – обычная косметика становится более “зеленой”. Для нас, покупателей, это означает большее количество безопасных продуктов. К сожалению, L’Occitane вывел свои экосертифицированные продукты из ассортимента. А вот Yves Rocher сообщили мне, что их ассортимент натуральной сертифицированной косметики будет только увеличиваться, так что для тех, кто предпочитает натуральную косметику, выбор увеличивается чуть ли не каждый день! И чем больше мы будем спрашивать производителей о натуральной косметике, тем больше ее будет. Так давайте использовать нашу власть – власть потребителя!

Продолжение следует…
Оставить комментарий