Грибы, прозрачность, новое “мясо”, шампанское из чая, кофе из..? Тренды BioFach-2024

BioFach/Vivaness – 2024 прошел в Нюрнберге 12-16 февраля. Свою органическую продукцию (еда, напитки косметика, а также экологичные средства для дома, офиса и производства) представили 2550 производителей из 94 стран мира. Традиционно европейский BioFach считается крупнейшей органической выставкой мира. Сегодня LookBio расскажет о трендах и самых ярких новинках в органических продуктах питания. На следующей неделе – продолжим тему наблюдениями с косметической части выставки (Vianess).

Официальные тренды BioFach. Куда движется передовая часть продовольственной отрасли?

Mashroom mania

Заметьте, не только шампиньоны. Тренд на все более широкое использование грибов продолжается: прекрасный источник растительного протеина, к тому же, еще клетчатки, минералов и даже умами. Из грибов предлагают делать замену бекона для веганов, создавать из них какао, капучино и прочие напитки. Грибы настолько обнаглели, что забираются в биодобавки и не первый год задают тренды в косметике.

Transparency

Органическим производителям уже мало иметь сертификат. Нужно стать еще более прозрачными для своих взыскательных потребителей: как содержатся животные на фермах, каков путь сырья и ингредиентов, действительно ли цепочки поставок максимально экологичны, а фермеры получают достойную оплату за свой труд? Органик-пионеры идут все дальше по пути устойчивого развития и становятся максимально прозрачными: например, вы можете проследить происхождение каждого ингредиента из обширного ассортимента готовых продуктов бренда followfood с помощью QR-кода. Компания Aurora (Германия) – производитель сыра по биодинамическому стандарту Demeter – публикует технический паспорт сыра Гауда в открытом доступе у себя на сайте.

Отдельного абзаца заслуживает немецкая компания Conflictfood с шафраном из Афганистана. Наверняка, вы в курсе, что шафран – самая дорогая специя в мире, вокруг которой слишком много мошенничества и спекуляций. Так вот, ребята из Берлина создали компанию, которая ездит по сложным регионам: Афганистан, Мьянма, Палестина – находит там местные специалитеты и группы честных производителей, заключает с ними прямые договоры поставки и договаривается о достойном вознаграждении за труд. В результате любой может купить пакетик шафрана из Афганистана  – от группы женщин, которые раньше выращивали и продавали опиум, а теперь собирают мирный шафран. Социальный, красивый и честный проект, который предлагает полную прозрачность на любой стадии производства и транспортировки продукта.

Sweet Soulfood 

Сладенькое для души. Зачастую в веган-формате или без сахара и питательное, но все равно вкусное! Много веганского мороженого, веганский готовый айс-кофе с растительной заменой сливкам и карамели… в общем, сладости, но в обновленном формате.

Clear Headed Joy

Как бы алкогольные напитки без содержания спирта – не новый, но все более значимый тренд. Игристый чай в традиционных бутылках шампанского нам уже встречался несколько лет назад. На этот раз игристый чай Sparkteez – из Франции, с очень французской этикеткой. Ричард из Sparkteez уверяет, что потребители безалкогольного алкоголя не только женщины (как кто-то мог бы подумать), но и зачастую мужчины, которые часто ходят на приемы, коктейльные вечеринки, но хотят оставаться со свежей головой. Sparkteez, действительно, – прекрасная альтернатива игристому: выглядит шикарно, утоляет жажду, обладает изысканным вкусом (я пробовала купаж из белого чая и дарджилинга) и – главное, налитое в верный бокал, – создает примерно то же ощущение радости, что и стакан с шампанским. Кстати, бутылка именно та, которую делают для шампанских вин, так как давление, создающееся в ней, требует стекла особой толщины и прочности.

Помимо игристого чая, на BioFach было представлено немало различных безалкогольных напитков, включая даже аперитив “шприц”. 

На этом предлагаю оставить тему официальных трендов и перейти к неофициальной части – самым ярким новинкам, которые мне показались удивительными, выдающимися, забавными и даже смешными. 

Дайте больше протеина!

Веган-тренд, который увеличивает и без того огромное количество углеводов в современном рационе, кажется, начал балансировку. В этом контексте стартапы и компании с историей предлагают все больше снэков, сфокусированных на протеине, и считают количество белка в составах. 

В этом году было без сверчков (альтернативный источник протеина), зато с чипсами из чечевицы. Конечно, о вкусах не спорят, но в случае чечевичных чипсов, которые выставлены были как у немецких, так и у датских производителей, я бы поспорила: полное разочарование. Что касается датских (бренд The Organic Crave), то у них протеинов 25 г, а углеводов все равно в два раза больше – 52 г/ на 100 грамм продукта. Так что сами смотрите, насколько упаковка в 30 грамм может стать источником протеина. 

Несладкие батончики

Сладкие батончики порядком поднадоели. Однако соленые до сих пор продвигались с трудом. На прошлых выставках были производители из Великобритании и Болгарии, но, видимо, их продукты пошли не столь успешно. У новых немецких стартапов, кажется, шансы повыше. Wow Herzhaft представила ассортимент батончиков с “национальными” вкусами: Марракеш, Тоскана, Индия, Альпы –  все на основе овсянки и кешью, но приправленные разными специями и травами/овощами. Индийский вариант с карри и киноа очень даже неплох как быстрый несладкий перекус. В составе превалируют жиры (28 граммов), углеводы составляют 27 г (сахара из них – 3,6), белок – 10 грамм.

Компания HistaFood тоже показала батончики, однако углеводов в них еще больше, а протеинов меньше. Здесь другой фокус: HistaFood производит продукты без гистамина и без ингредиентов, усиливающих выработку гистамина (вызывает аллергическую и/или воспалительную реакцию в организме). Гистамином богаты, в частности, томаты, поэтому компания произвела соус для пасты на основе сладкого перца, без томатов, а также овощные намазки на хлеб тоже без гистамина, глютена, лактозы, к тому же, веган.

Фокус на кето и “новое” мясо

Пожалуй, самым необычным продуктом BioFach-2024 я назову капсулированные экстракты из органов животных: говяжья печень, почки, сердце, а также их миксы теперь можно употреблять в капсулах. Сравнивая цены на говяжью печень органик и ее капсулированный вариант, можно попасть в отделение психиатрической помощи, поэтому я не могла не спросить шведского производителя (бренд Nordic Kings) о том, для кого этот продукт. “Если вы едите печень, то вы молодец, но имейте в виду, что современные люди отучились есть органы животных, предпочитая понятные стейки, в то время как органы особенно органического животного, вскормленного травой, являются самым питательно ценным продуктом мира. Капсулированный вариант как раз для тех, кто хочет питательности, но не готов готовить и терпеть вкус”. Также шведский производитель отметил, что наблюдается спрос от тех, кто возвращается к животным продуктам по причинам восстановления здоровья после нескольких лет пребывая на веган-диете.

Nordic Kings также показали костный говяжий бульон в сухом порошковом виде (55 евро за упаковку, из которой можно развести 12 литров бульона), а их коллеги из Дании Reduced (в 2022-м я знакомила вас с их новинкой “умами”) представили костный бульон в жидком концентрате.

Примечательно, что в конкурсе новинок этого года победили не только веганские альтернативы, но и бренд из Австрии “Purro back to meat”. Салями, ветчина, колбаса – по сути дела, ничего революционного. Однако они взяли своей концепцией – “чистое, честное и гордое потребление мяса, без зазрения совести”, так как “Purro back to meat” предлагают наслаждаться мясом в умеренном количестве и без ущерба для экологических и этических ценностей. Животные выращиваются и содержатся в уважении на семейной ферме с серьезными традициями, а в колбасы и ветчины не подмешивается ничего, кроме специй. 

Пивка в ваш капучино?

Посещая BioFach с 2013-го года, я должна отметить все нарастающую тенденцию появления множества новых безалкогольных напитков. В 2022-м меня приятно удивил испанский лимонад с морской водой, в этом году – классный газированный напиток “Noda” (слоган: Noda not a Soda) – разные вкусы с соком и специями и низким содержанием сахара.

Однако по степени “инновационности” Noda не сравнится с органическим сиропом из… пива марки Jolie’s. Когда я спросила, для чего он нужен, произошел следующий диалог:

– У пива очень классный аромат, но часто вы его не слышите, когда пьете пиво, а вот в нашем сиропе он концентрирован. Вы можете добавить его в свой чай или капучино. 

– Капучино с ароматом пива?

– Да, многим это нравится.

Рис из овсянки, песто из сосны и кофе… из?

Тема “сделай что-то вкусное и любимое из того, что под рукой”, мощно прозвучавшая еще в прошлом году, продолжается и на BioFach-2024. К этой теме можно относится со скепсисом, а можно посмотреть на этот вопрос под углом продовольственной безопасности, сокращения углеродного следа и устойчивого развития. Зачем вести рис в Финляндию за тридевять земель, если Fazer может сделать блюдо, напоминающее рисовое, из овсянки? Финны также пробуют сделать песто из местной хвойной породы типа сосны – она тоже зеленая, как и итальянский базилик.

Среди подобных экспериментов встречаются очень удачные истории. Одной из них я считаю немецкий стартап Loffee, придумавший в прошлом году делать декаф-кофе из люпина. Люпин – это сорняк, цветок, который можно видеть и в наших широтах в июне. Однако напиток делают из окультуренного варианта люпина, тот, который сорняк, говорят, ядовит. Loffee: зерна люпина мелятся, обжариваются, выглядят и даже пахнут довольно похоже на кофе, но главное – его вкус вполне себе близок к привычному вкусу кофе. Это ни разу не цикорий и все то, что предлагалось на замену кофе ранее. 

Зачем заменять кофе обжаренным люпином? На этот вопрос у стартаперов есть достойный ответ: люпин не содержит кофеин, и если вы предпочитаете декаф, то гораздо экологичнее будет выпить “лоффе”, который производен из местного сырья и не прошел через процесс декофеинизации, на который требуется изрядное количество энергии. В целом “лоффе” экологичнее кофе без кофеина: у него более низкий углеродный след, а также он не содержит кислот, как декаф, а значит будет комфортнее для вашего желудочно-кишечного тракта.

Здесь можно было бы рассказать еще о пару десятках или даже паре сотен необычных и традиционных органических продуктов, увиденных на BioFach, но хочется оставить вас с мыслью про люпин. Ведь это так здорово, когда буквально из сорняков вырастают новые идеи и даже целые концепции, способные изменить даже такие привычные паттерны как чашка декаф-кофе во второй половине дня.